Усс и Норильская катастрофа: в попытках спасти репутацию
Губернатор Красноярского края Александр Усс дал интервью телеканалу Енисей по поводу чрезвычайной ситуации в Норильске. Видео стало очередным подтверждением несостоятельности как самого губернатора, так и государственных структур.
Вертикаль власти в нашей стране выстраивалась годами. Система централизованного управления из Москвы давно показывает плохие результаты. И ситуация с ЧП в Норильске лишний раз это доказывает.
Разберём интервью Александра Викторовича тезисно.
— Правоохранительным и контролирующим органам предстоит установить причину происшествия.
Причина происшествия озвучивалась уже неоднократно — ненадлежащее состояние ёмкостей для хранения нефтепродуктов. Ростехнадзор выписывал предписания «НТЭК» на этот счёт ещё в 2017 году. А аварийный резервуар на моменты проверок якобы находился на ремонте, соответственно не проходил контроля.
То есть здесь даже не нужно искать виновных. Всю ответственность за состояние используемого оборудования несёт предприятие. А почему аварийная ёмкость продолжала использоваться, или вовсе не была заменена на новую — это уже вопрос риторический. Норильск — можно сказать, другая страна, там свои правила. Все ходят под колпаком у градообразующего предприятия. И, как водится, в контролирующих ведомствах все свои.
— В течение двух суток из Норильска приходили дезинформирующие донесения с целью скрыть масштабы происшествия.
Да, такое действительно возможно. Однако давайте вспомним о сотруднике Росприроднадзора Василии Рябинине. Василий рассказал правду о том, что действительно происходит в Норильске и теперь опасается преследования. Он утверждает, что сотрудники Роспотребнадзора прибыли на место аварии вечером 29 мая и уже на утро отправили материалы в Красноярск. То есть о проблеме знали в первый же день.
Так же в день Х Андрей Афиногенов, водитель загоревшегося возле цистерны автомобиля, сообщал о происшествии в местное отделение полиции. Тушить автомобиль приезжали пожарные, являющиеся структурой МЧС. То есть как минимум три ведомства знали о происшествии. В этом случае заявление губернатора, что из Норильска приходила явная дезинформация, можно расценивать как признание коррумпированности структур власти.
— Видео из соцсетей получил в субботу поздним вечером на телефон. За ночь поняли, что случилось. В воскресенье проинформировали федеральный центр, и был подписан указ регионального реагирования.
Возникает резонный вопрос: почему Александр Викторович сразу не отправился на место аварии? Для того, чтобы губернатор начал работать, нужен был пинок от президента во время видеоконференции 3 июня, через четыре дня с момента аварии. В Норильск губернатор прилетел только 4 июня. А до этого сидел себе в губернаторском кресле и не отсвечивал.
Пять дней понадобилось губернатору, чтобы отреагировать на экологическую катастрофу в Норильске.
— Ливкидация аварий такого рода на производственном объекте является прямой обязанностью самого предприятия.
Безусловно, громкое заявление губернатора. Однако сейчас ликвидацией последствий занимаются госструктуры не только Красноярского края. На помощь в Норильск прибыли сотрудники МЧС из Новосибирска. Деньги уже потрачены из бюджетов, как минимум, двух субъектов РФ. Президенту «Норникеля» Потанину выставят счёт?
— Правильное реагирование — дело непростое. Сжигать нельзя. Речка бурная, идёт водно-топливная смесь. Пятно уже возле озера Пясино. Как отделить топливо от воды, чтобы использовать собранное топливо — непонятно.
В первый же день Василий Рябинин говорил о необходимости установки боновых заграждений на реке, чтобы не дать распространиться топливу вниз по течению. И если бы это было сделано, то до Пясино дизель если бы и доплыл, то не в таких количествах. По оценкам Рябинина рыбу в Пясино уже не спасти.
Насчёт быстрой речки и отделения дизеля от воды:
Дизель не надо от неё отделять, он сам прекрасно с этим справляется, так как намного легче воды. Течение реки не настолько быстрое, чтобы перемешивать слои воды и солярки. Собранные нефтепродукты достаточно поместить в резервуар со сливным краном внизу, чтобы слить воду (элементарная физика). И если всё-таки течение настолько бурное, то никакие боновые заграждения не спасут от попадания нефтепродуктов в Карское море.
Итоги
В конце своего интервью Александр Викторович пускается в рассуждения о масштабах катастрофы и что с этим делать. Но почему-то приходит к мнению, что должна быть разработана федеральная программа по восстановлению экологии, включающая и коренное население вместе с малыми народами. То есть накосячил «Норникель», а расхлёбывать всей стране?
Как правильно заметил губернатор, прибыль «Норникеля» по своему размеру сопоставима с годовым бюджетом Красноярского края. Мы считаем, что было бы совершенно справедливо ликвидировать последствия норильской экологической катастрофы за счёт господина Потанина.