Фантастический образ Иркутска отлил в бронзе скульптор Даши Намдаков
Макет памятника иркутскому бабру, который придумали известный скульптор Даши Намдаков и художник Сергей Элоян, прибыл на самолете из Москвы в минувшую среду.
Он отлит в бронзе, в масштабе один к десяти от предполагаемого размера будущего памятника. Желающие смогут увидеть символ Иркутска в Доме художника, где он будет находиться несколько недель.
– Это промежуточный этап памятника, – пояснил Сергей Элоян. – Сначала проект был создан в электронном виде, но мы решили, что это не достаточно наглядно, и Даши вылепил его в пластилине, отформовал и отлил в бронзе.
О создании этой скульптуры разговор идет уже несколько лет. Напомним, в 2007 году на городском градостроительном совете предварительные эскизы к памятнику большинству участников обсуждения показались неудачными. Это, кстати, неудивительно, ведь одно дело – нарисовать «неведому зверюшку» на гербе, и совсем другое – пытаться в пространстве воссоздать животное с кошачьей мордой, перепончатыми лапами и бобриным хвостом. Скульптура же Даши Намдакова во многом восстанавливает историческую справедливость. Есть надежда, что, когда памятник будет установлен, дети перестанут задавать своим родителям вопросы: почему бобер держит в зубах соболя и тогда кто такой бабр, если он не бобер? А слово это с сибирского диалекта переводится как «лютый» – так в нашей местности называли маньчжурского тигра, ныне исчезнувшего с лица земли.
– Многие иркутяне думают, и я в свое время не был исключением, что бабр – это такой нереальный зверь, некое мифологическое существо, – рассказал Сергей Элоян. – Но, занимаясь историей Иркутска, я узнал, что в конце XVII века, когда утверждали герб, город прислал словесное описание своего символа в геральдическую палату в Москве. По нему-то художник и нарисовал то, что посчитал нужным, ведь он просто не знал, что значит слово бабр. Это, конечно, добавляет нашему гербу некоторый шарм. Но отсутствие логики с точки зрения здравого смысла – ведь бобер не охотится на соболей – привело к потере логики формы. И я предложил Даши вылепить тигра, и у скульптуры сразу появилась пластичность. Длинный тигриный хвост подчеркивает дугу его спины и служит дополнительной опорой стоящему на задних лапах бабру. Даши – ас в анималистке, он хорошо знает механику движения животных, чувствует их энергетику.
Однако тигр, которого создал Даши Намдаков, отнюдь не натуралистичный. Автор поставил перед собой задачу, чтобы бабр в скульптуре хотя бы отдаленно напоминал своего тезку на гербе. Отсюда возникли слегка растопыренные подушечки лап, создающие иллюзию перепонок, немного нехарактерная для тигра морда, вытянутая шея и слишком изящные конечности. Кстати, несмотря на то что бабр стоит на двух ногах и хвосте, скульптура, по мнению конструкторов, выдержит, даже если «верхом» на нее сядут сразу три человека.
Мы связались с Даши Намдаковым по телефону, и он рассказал газете «Областная», как продвигалась работа над бабром:
– Я вижу особую прелесть в том, что это не тигр в привычном представлении, а некое фантастическое животное. Ведь мое искусство тоже нереалистично, в нем постоянно преломляются мифологические образы. Работая над бабром, я ставил перед собой задачу создать символичную знаковую скульптуру, которая ассоциировалась бы с городом, как Капитолийская волчица в Риме или Русалочка в Копенгагене. Меня очень увлекает городская скульптура. Кстати, возможно, скоро в Улан-Удэ будет установлена моя работа «Полет».
Кстати, в Иркутской области, в поселке Усть-Ордынский, уже есть городская скульптура Даши Намдакова.
По задумке авторов, полутораметровая скульптура бабра должна стоять на двухметровой монолитной гранитной глыбе. Разработкой дизайна постамента занимался Сергей Элоян. По его словам, гранитное основание будет украшено отлитой из бронзы иркутской символикой и свитком, на котором воспроизведут донесение Якова Похабова о заложении острога на реке Иркут.
Ранее предполагалось, что бабр будет размещен в сквере им. Кирова, однако городские власти запланировали поставить там памятник первым переселенцам. Скульптуру предложили установить в сквере между новым зданием музея истории Иркутска и региональным отделением Союза художников России – на перекрестке улиц Карла Маркса и Франка Каменецкого. Тем более что реконструкция и благоустройство сквера намечены на 2009 год.
По словам Сергея Элояна, на изготовление бронзовых элементов памятника, включая скульптуру, нужно около 12 млн. рублей. При условии регулярного финансирования создать произведение искусства можно примерно за три месяца.