Книга остаётся с человеком
Неправда, что с развитием телевидения, компьютеров и прочих технологий, люди стали меньше читать.
Да, канули в Лету те времена, когда за книгами стояли огромные очереди. Когда нужно было иметь «своего» человека в книжном, чтобы добыть подписку на издание классиков. Когда состоять в обществе книголюбов было сродни членству в закрытом аристократическом клубе.
Но так ли это плохо? Сейчас книга перестала быть дефицитом, а по количеству книжных магазинов на душу населения Иркутск может посоперничать даже с самим Питером.
Правда, у нас книжные не работают круглосуточно и в них нельзя выпить чашечку кофе. Но всё же появились книжные супермаркеты, где имеется гардероб и даже диванчики, на которые можно присесть и почитать понравившуюся книгу.
Кому — любовь, кому — война
В одном из старейших книжных магазинов в центре Иркутска я наблюдала такую картину. Между стеллажей с яркой вывеской «Женский роман» бродили школьницы и весьма солидные дамы, выбирая между Донцовой и Устиновой, Шиловой и Вильмонт. Мужчины же хмурили лбы перед полками с фантастикой. Я решила не мешать дамам в их литературно-романтических поисках и повернула в сторону «мужской литературы», где и обнаружила раздел с творениями Бориса Акунина. На мой вопрос к администратору зала Светлане Алексеевой, почему его отнесли к «мужским» авторам, она ответила, что «поставь мы книгу в дамский сектор, то мужчины бы туда в жизни не зашли, а значит, и не купили».
Что читают иркутяне, зависит и от пола, и от возраста, и от социального статуса. Имеются даже сезонные предпочтения. Пик покупок книг приходится на дни перед Новым годом и накануне 8 Марта. Тогда в основном приобретаются дорогие издания. А вот летом предпочитают не полиграфическое качество книги, а её компактность. Лидерами продаж становятся книжки в мягких переплётах карманного формата. Кроме того, такие издания предпочитают люди с невысоким уровнем доходов, отмечает Светлана Алексеева.
Но всё же с ростом благосостояния иркутян повышается и их требовательность книгам. Люди стремятся получать удовольствие от чтения, и для этого книга должна быть не только интересной, но и качественно сделанной.
Люди старше 40, видимо, памятуя о том, что они читали в молодости, с удовольствием покупают произведения Валентина Пикуля и Юлиана Семёнова. Более старшее поколение спрашивает переиздания классиков — Чехова, Толстого. Иностранцы традиционно раскупают «Преступление и наказание» Достоевского.
Принято думать, что современная молодёжь ничего не читает. Светлана Алексеева уверяет, что это не так:
— Молодые люди читают, правда, мозги у них «замусорены» и они предпочитают мрачные произведения Ирвина Уэлша и Чака Паланика.
Специфические вкусы современной молодёжи подтвердил и менеджер из другой книготорговой сети Евгений Остапенко. По его наблюдениям, в связи с модой на «готику» молодое поколение активно покупает книги о вампирах, а также мистическую и эмо-литературу. Мужчины продолжают приобретать кровавые детективы, где на пяти страницах 20 убийств и 12 изнасилований в особо извращённой форме. С 90-х годов удёрживают читательский интерес Чингиз Абдуллаев, Данил Корецкий, Евгений Сухов. Также в сфере мужских интересов — военная литература и публицистика.
Какая жизнь, такая и литература
Политические и экономические изменения в стране и мире также отражаются на читательских предпочтениях. Так, лишь только Анатолий Чубайс оставил пост главы РАО ЕЭС, практически сразу были раскуплены книги о нём. Регулярно спрашивают и новую книгу Юрия Лужкова, которую пока ещё не привезли в Иркутск.
Не оставили иркутян равнодушными и определённые успехи нашей сборной на чемпионате мира по футболу. Именно поэтому лидерами продаж стали книги Гуса Хиддинка.
Трагические события тоже являются «двигателем» книжной торговли. Смерть Александра Солженицына привела к тому, что подчистую были раскуплены его книги, стоявшие до этого годами.
Между тем удалённость столицы Приангарья от основных книгоиздательских центров не играет на руку как книготорговцам, так и покупателям. К примеру, столь популярные в центре России кинороманы достаточно плохо покупают в Иркутске. Во многом это объясняется тем, что пока их закупят и привезут к нам читательский спрос на них почти исчезает.
При том, что выбор огромен, весьма любопытно, как людьми принимается решение о покупке книги того или иного автора. Как пояснил Дмитрий Тутов, менеджер одной из крупнейших книготорговых сетей Иркутска, большую роль играет «сарафанное радио», когда люди покупают книги, которые им порекомендовали друзья или коллеги по работе. Но есть и те, кто просит совета у продавца-консультанта. В числе модных ныне авторов лидирующие позиции до сих пор удерживает Пауло Коэльо, его покупают независимо от пола и возраста, впрочем, как и Харуки Мураками, и Ричарда Баха.
У женщин в последнее время стала популярна Анна Гавальда, а у мужчин — Павел Санаев. Немалый интерес иркутяне проявили к творению своего земляка Алексея Шманова, который вошёл в лонг-лист премии «Национальный бестселлер». По словам Дмитрия Тутова, основные продажи делают детективы и современная фантастика.
На мой вопрос, много ли читают иркутяне, все книготорговцы отвечали без тени сомнения утвердительно, и это несмотря на то, что у нас нет ни метро, ни больших кофеен, где можно предаваться чтению.
Конечно, скептики могут возразить, что спрашивать у продавцов книг о продажах, это всё равно, что у мясника интересоваться, много ли люди едят мяса, или допытываться у кондитера, большим ли спросом пользуется выпечка. И всё же, если у нас такое изобилие книжных магазинов и они не закрываются, а открываются всё новые и новые, значит, люди продолжают покупать и читать книги. И это здорово.