Новые демографические сказки
В России проблема считается серьезной, если о ней заговорил президент. В 2006 году в послании Федеральному собранию Владимир ПУТИН поднял вопрос о демографической ситуации в стране. И озвучил данные, по которым население России ежегодно убывает на 700 тысяч человек. Помимо констатации фактов, был предложен ряд мероприятий, призванных поправить дело.
Во-первых, принять меры по снижению смертности. Для этого в рамках национального проекта «Здоровье» президент Путин посоветовал сделать акцент на выявление, профилактику и лечение сердечно-сосудистых заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения.
Вторым пунктом, способствующим преодолению демографического кризиса, должна стать эффективная миграционная политика. Причем приоритетом, по мнению первого лица государства, является привлечение на постоянное место жительства в Россию соотечественников из-за рубежа.
– Но все же никакая миграция не решит наших демографических проблем, – заявил Путин, – если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране.
Таким образом, основной упор президент предложил сделать на стимулирование рождаемости: увеличить детские пособия, предоставить денежные компенсации женщинам, работавшим и ушедшим в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, а также создать так называемый материнский капитал.
ЧУДА НЕ БУДЕТ
Спустя год после начала претворения президентских инициатив в жизнь стали делаться позитивные, хотя и весьма осторожные заявления со стороны чиновников федерального и регионального уровня. Так, губернатор Иркутской области Александр ТИШАНИН, выступая на Втором съезде депутатов муниципальных образований, подчеркнул, что в июле нынешнего года впервые в области рождаемость превысила смертность.
Но радоваться преждевременно. По данным службы ЗАГС Иркутской области, за 10 месяцев 2007 года в Иркутской области и УОБАО родилось более 27 тысяч человек, что на 2,5 тысячи больше, чем за аналогичный период 2006 года. Смертность с начала года составила 28 307 случаев (то есть она все еще превышает рождаемость), хотя данный показатель уменьшился на 2430 случаев по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.
Председатель комитета Законодательного собрания по социально-культурному законодательству Татьяна ВОРОНОВА считает, что, несмотря на некоторое улучшение ситуации, пока рано говорить о ее стабилизации:
– Сегодня в регионе 1,6 миллиона человек трудоспособного населения, но этот показатель в основном обеспечивается за счет «бэби-бума» 80-х годов. Благодаря этому же поколению, вошедшему в фертильный возраст, возник сейчас всплеск рождаемости.
Поэтому не стоит строить иллюзий относительно действенности государственных мер по стимулированию рождаемости.
По мнению директора Центра независимых социологических исследований Виктора ВОРОНКОВА, в России сложилась традиционная ситуация для благополучных европейских стран, когда рождаемость ниже смертности:
– Практически во всех странах Европы реализовывались программы, нацеленные на повышение рождаемости. Это давало кратковременный всплеск на один-два года, а затем следовал спад. Сейчас продолжают попытки увеличения рождаемости за счет государственных субсидий только во Франции. Эффективность денежного стимулирования рождаемости – это миф. Просто те, кто планировал завести ребенка, перенес это с дальней перспективы на ближайшее время. Но в целом в обществе господствует стереотип семьи, где количество детей ограничивается одним – максимум двумя. И переломить данный тренд не представляется возможным.
В том, что в Иркутской области и России в целом не будет резкого повышения рождаемости, уверена и главный акушер-гинеколог Иркутской области, депутат Законодательного собрания Наталья ПРОТОПОПОВА:
– Рождаемость растет постепенно. В Иркутской области за шесть месяцев 2007 года она составила 12,9 родившихся на тысячу населения. В прошлом году этот показатель был 12 родившихся на тысячу населения. Но это все равно несопоставимо с рождаемостью в конце 80-х годов. Тогда естественный прирост населения в стране был очень высок. В 1986 году в Иркутской области рождаемость составляла 20,2 родившихся на тысячу населения, а общая смертность – 8,4 на тысячу. В то время как в России рождаемость составляла 17,5, а смертность – 10,5. Демографическими успехами регион был обязан большому притоку молодых людей.
Демографический кризис в России пришелся на 1991–1992 годы, в Иркутской области он наступил несколько позже. Так, в 1986 году в области родилось более 55,6 тысячи детей, а в 1993 – только 30,9 тысячи.
– Сейчас рождаемость повышается незначительно, но она не достигнет прежнего уровня, – считает Наталья Протопопова. – В том числе и потому, что молодое население уезжает из Иркутской области в более перспективные регионы. Спасти ситуацию может лишь грамотная государственная политика не только в области охраны материнства и детства, но и в сфере миграции.
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?
В последние годы в Иркутской области много говорится о необходимости реализации новых инвестиционных проектов, нацеленных на создание конкурентоспособной экономики региона. Во многом данные проекты сложно будет реализовать из-за возникшего и все усиливающегося кадрового дефицита. Это результат не только общероссийского демографического кризиса, но и особенности развития рынка труда, когда квалифицированные работники уезжают в регионы с более высокими качеством жизни и оплатой труда.
Не секрет, что ежегодно Иркутскую область покидает до шестнадцати тысяч человек. По данным департамента труда, в первом полугодии 2007 года миграционная убыль населения составила 2185 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, данный показатель уменьшился на шесть процентов. Число прибывших на территорию Иркутской области увеличилось на 849 человек (1,1 процента) и составило 17 053 человека. Однако количество выбывших тоже выросло на 710 человек (3,8 процента) и составило 19 238 человек.
Миграционная убыль населения наблюдалась в 25 муниципальных образованиях области. Больше всего людей уехало из Иркутска – 400 человек, из Ангарского МО – 363, Усть-Кутского района – 340. Миграционный прирост населения отмечался в 11 муниципальных образованиях. Самый значительный миграционный прирост зафиксирован в Иркутском районе – 521 человек, а также в Шелеховском – 328 и Усольском – 327.
По словам директора департамента труда Натальи БРУСКОВОЙ, основу миграционных потоков составила внутриобластная миграция. На ее долю приходится 66,7 процента от общего числа прибывших и 59,2 процента от общего числа выбывших. На втором месте находится межрегиональная миграция – 26,2 процента и 39,2 процента соответственно. Население перемещается с востока на запад страны. А большая часть выбывших за пределы региона – 74 процента – это граждане трудоспособного возраста. Таким образом, Иркутская область испытывает все нарастающий дефицит трудовых ресурсов.
Одним из путей выхода из кризиса администрация области видит участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Данная программа была утверждена указом президента РФ в июне 2006 года, а Иркутская область вошла в число 12 регионов России, где реализация программы началась в первую очередь.
В начале 2007 года стали появляться сообщения о том, сколько тысяч соотечественников готов принять каждый пилотный регион. Самые головокружительные цифры назвал губернатор Калининградской области Георгий БООС, заявивший, что до 2012 года область может приютить 300 тысяч переселенцев. Но нигде не было данных о том, какое количество соотечественников желает вернуться в Россию.
В настоящее время за пределами России, по разным оценкам, проживают порядка 24–29 миллионов соотечественников, большинство из которых – этнические русские. Именно их и предполагалось вернуть на родину, дабы они «улучшили демографическую ситуацию».
В начале 90-х годов внешняя миграция действительно играла существенную роль, восполняя численность населения Российской Федерации, равную естественной убыли. В тот период приезжало до полутора миллионов человек в год. Однако с 1995 года наблюдалось устойчивое сокращение иммиграции из стран СНГ и Балтии до 500 тысяч в год, тогда миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения только на 45 процентов. Сейчас в Россию приезжает около ста тысяч мигрантов в год, причем количество этнически русских крайне мало. В основном мигранты – представители титульных наций бывших республик СССР: азербайджанцы, грузины, армяне, таджики и другие.
Программа по переселению соотечественников явно запоздала. Те русские, кто хотел вернуться в Россию, вернулись еще десять лет назад. Об этом свидетельствуют и первые результаты самой Госпрограммы. Планировалось, что в 2007 году в 12 субъектов РФ приедет не менее семи тысяч соотечественников. А по данным Федеральной миграционной службы, на начало ноября переехало лишь 130 человек. По мнению независимых экспертов, количество же потенциальных желающих переселиться исчисляется несколькими десятками тысяч, но не миллионами трудоспособных людей, в которых нуждается Россия.
«БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ» ПРОЕКТ
Исходя из областной государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, Иркутская область до 2012 года готова принять 4,3 тысячи человек или 1728 семей. Предполагалось, что в 2007 году в Иркутскую область приедут 513 человек, в 2008 году – 563, в 2009 году – 650, в 2010 году – 750, в 2011 году – 863, в 2012 году – 983.
С департаментом финансов и департаментом инвестиционной деятельности и национальных проектов Иркутской области согласована сумма финансирования программы. По компенсационному пакету участника она составит в 2007 году 4451 тысячу рублей, в 2008 году – 5221 тысячу. По дополнительным гарантиям – в 2007 году – 5548 тысяч, в 2008 году – 3147 тысяч рублей. Всего на реализацию областной программы до 2012 года запланировано финансирование в объеме 66 983 тысяч рублей.
По данным, предоставленным департаментом труда, на начало декабря в область приехали 12 участников Госпрограммы, вместе с членами семей – 34 человека (6,6 процента от запланированного числа). Первыми территориями вселения стали Ангарское муниципальное образование (семь семей), город Братск (три семьи) и Шелеховский район (две семьи). Трое участников программы приехали из Казахстана, трое – из Киргизии, четверо – из Республики Молдова, по одному – из Узбекистана и Украины.
О желании участвовать в областной программе на 2008 год заявили только 60 человек. Вместе с членами семьей численность потенциальных переселенцев составляет всего лишь 142 человека.
Вряд ли столь небольшое число переселенцев будет способствовать «компенсации естественной убыли населения области и сокращению дефицита трудовых ресурсов», а также «улучшению демографической ситуации в регионе». Хотя именно эти цели прописаны в областной программе.
Кроме того, Иркутской области придется конкурировать за переселенцев с такими субъектами России, как Калининградская, Калужская, Липецкая, Тамбовская, Тверская, Тюменская, Новосибирская области, Красноярский край.
Составители Госпрограммы явно переоценили количество соотечественников, желающих перебраться на постоянное место жительства в Россию. Если бы подобная программа была принята в середине 90-х годов, тогда еще были шансы сыграть на патриотических чувствах переселенцев, но в настоящее время человек тщательно взвешивает экономические выгоды от переезда.
На какие страны Россия может рассчитывать? По мнению Виктора Воронкова, на те, где нет работы и социальные гарантии ниже. Прежде всего, это Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Молдавия.
– Вряд ли кто-то поедет к нам из Прибалтики, которая уже является частью Евросоюза, где, кстати, тоже существует дефицит рабочих рук. Невысок процент потенциальных переселенцев из Украины, также взявшей политический курс на Запад, и где у жителей есть все шансы стать гастарбайтерами в благополучной Европе, а не эмигрировать в Россию. Из Белоруссии тоже не стоит ждать большого числа переселенцев, во всяком случае, пока там «позднесовесткий» строй с низкими ценами и спокойной жизнью.
Большинство русских, не вернувшихся в 90-е годы, за исключением живущих в Туркменистане, вряд ли теперь возвратятся в Россию. Они уже овладели языком той страны, где проживают. Обрели комфорт и чувствуют свою уверенность именно в данной стране. Для них важными категориями стали не «русский – не русский», а «сосед», «земляк».
Нужно признать, что основная задача Госпрограммы, видимо, все-таки не экономическая – улучшение демографической ситуации, а политическая – в страну могут вернуться все те, кто хочет жить именно в России. Это, прежде всего, русские старики-пенсионеры, которые в ряде стран СНГ влачат жалкое существование и которым на территории РФ предлагаются более комфортные условия проживания. В настоящий момент единственным «выталкивающим» фактором для мигрантов является бедность. Русскоязычное население давно выехало из стран, где основной причиной отъезда был национализм и шовинизм титульной нации.
Ресурс соотечественников весьма невелик, даже если трактовать данный термин расширительно, как «тех, кто жил в Советском Союзе и владеет русским языком». Как считает Виктор Воронков, в Россию поедут, только если будет предоставлено жилье, а по программе оно дается только на полгода:
– Данная Госпрограмма носит декларативный характер. Она не рассчитана ни на длительный срок реализации, ни на экономический эффект. Возможно, Российское государство решило заплатить за тоталитарные устремления советской власти и дать возможность людям выбрать, где они хотят жить.
И все же возникает некоторое недоумение, почему на федеральном уровне «благотворительную» по большому счету программу по переселению соотечественников из-за рубежа представляют как панацею от демографического кризиса и кадрового голода.
– Стремиться повышать рождаемость материальным стимулированием смешно и глупо. Как глупо рассчитывать, что нынешнее демографическое положение исправят те немногие соотечественники, что приедут в Россию из-за рубежа. Гораздо мудрее и перспективнее вкладывать деньги в борьбу со смертностью, в профилактику различных заболеваний, в том числе алкоголизма, в пропаганду здорового образа жизни. Что же касается дефицита рабочих рук, то от него европейскую экономику спасает миграция. России стоит обратить внимание на адаптацию и встраивание в свою культуру мигрантов из того же Китая, а не уповать на мифические проекты по возвращению этнически русских, – считает Виктор Воронков.
Анатолий ВИШНЕВСКИЙ, директор Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН:
Кризис постпереходной рождаемости означает кризис воспроизводства населения: оно перестает себя воспроизводить, то есть нетто-коэффициент воспроизводства (число девочек от одной матери, доживающих до среднего возраста матери. – Ред.) опускается ниже единицы.
Этот кризис возник в СССР задолго до его распада. На Украине нетто-коэффициент воспроизводства населения не достигает единицы с начала 1960-х годов, в Российской Федерации – с 1964–1965 годов (кроме 1986–1988), в Белоруссии – с 1976–1977 (кроме 1983–1984). В 1989 году границу простого замещения поколений впервые перешла Грузия, в 1993 – уже после распада СССР – Молдавия и Армения, в 1998 – Азербайджан. Таким образом, 7 из 12 стран СНГ, в которых живет 80 процентов всего населения Содружества, находятся в состоянии либо латентной, либо уже явной депопуляции.
Россия и Украина стали первыми из крупных стран Европы, где рождаемость опустилась ниже уровня простого замещения поколений. Для сравнения: в Германии это произошло в 1970 году, в Великобритании – в 1971, во Франции – в 1975, в Италии – в 1976, в Испании – в 1981 году.
Отрицательный коэффициент естественного прироста установился на Украине с 1991 года, в России – с 1992, в Белоруссии – с 1993, в Молдавии – с 1998. В Грузии этот показатель находится на грани перехода к отрицательным значениям, в Азербайджане и Армении пока остается положительным, но очень быстро сокращается.
Появление отрицательного естественного прироста совпало по времени с проведением рыночных реформ и часто рассматривается как их следствие. Возможно, эти реформы действительно несколько ускорили появление естественной убыли населения, однако главная причина – не в них, так как переход к режиму суженного воспроизводства населения начался задолго до реформ.
http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0197/tema05.php
АЛЕНА САБИРОВА
Весь номер "Иркутской губернии" можно прочитать здесь: http://rubabr.com/ig/39.pdf