Сибирь – заложница «серых» майнеров
Нелегальный майнинг – энергодефицит – рост тарифов для теневых криптодобытчиков. Такая цепочка выстраивается в последнее время из-за серьёзных проблем с энергией в преддверии зимы.
Основная причина энергодефицита в Сибири, согласно мнению источников «Ъ», заключается в обширном распространении так называемого серого майнинга, который использует электроэнергию в домах, гаражах, сараях и даже в жилых помещениях, прикидываясь бытовыми потребителями или подключаясь к сети незаконно.
Мировой центр нелегального майнинга, или почему Иркутская область отстает от всех
Объем нелегального майнинга в Иркутской области достигает 260 МВт, основная часть находится на юге региона. Владельцы законных криптоферм предупреждают, что инициативы Минэнерго только способствуют увеличению такого рода майнинга, поскольку честные участники рискуют перейти в «серую зону».
Введение дифференцированных тарифов может стать решением проблемы, считают эксперты и чиновники. Однако регионы неспешно задействуют этот инструмент. На данный момент такую систему тарификации внедрил лишь Кузбасс, а с 1 июля 2024 года дифференциацию тарифов планирует ввести Калининградская область. В Бурятии тоже поговаривают о внедрении дифтарифа для борьбы с нелегальными криптофермами. Тем временем столицей майнинга считается Иркутская область.
В ФАС считают, что введение дифференцированных тарифов, растущих с увеличением потребления электроэнергии, может решить проблему. Однако этот механизм должен затрагивать исключительно «серый» майнинг, а не законную деятельность, где уже действуют коммерческие тарифы. В противном случае инициативы Минэнерго могут вынудить честных участников перейти в тень со всеми негативными последствиями.
Рост «серого» майнинга, скрытого в домах, гаражах, сараях и квартирах, использующего электроэнергию под видом обычных бытовых потребителей или незаконно присоединяющегося к сетям, становится источником энергодефицита. Плюс этот самый майнинг высасывает деньги из бюджета через кросс-субсидирование и создает прямую угрозу безопасности, чаще всего становясь причиной возгораний.
Пожароопасный майнинг: Иркутск горит по вине криптодобытчиков
Есть факты, подтверждающие опасность серого майнинга. Это, например, несистематическая нагрузка на сети, приводящая к проблемам с напряжением и отключениям электроэнергии. Проблема становится особенно острой зимой, когда потребление электроэнергии увеличивается за счёт отопления и пользования электрообогревателями. Такие нагрузки невозможно точно прогнозировать, они могут в один день быть (когда на улице -40), а в другой – нет (если столбик поднялся до -15).
Давайте перейдём к конкретным примерам
В Мамонах в конце прошлого года энергетики выявили 32 нелегальных майнеров, потреблявших электроэнергию, сравнимую с 160 домами. За это другие жители села поплатились длительным отключениям электричества.
Мы говорим, например, про январский инцидент. Тогда нелегальный майнер запустил ферму, а это привело к отказу трансформаторной подстанции, обслуживающей часть населённого пункта. В итоге 60 частных домов остались без света в -30! Причём многие из них используют электричество для отопления, водяных насосов и бойлеров. То есть из-за одного майнера на грани выживания остались 60 семей. Ежемесячное потребление криптодобытчика достигало 100 тысяч кВт/ч. Это больше, чем у 20 частных жилых домов.
Теневые майнеры ищут любые способы получения прибыли. Энергетики находили фермы для добычи криптовалюты в самых неожиданных местах, включая бюджетные учреждения, коровники и подвалы многоквартирных домов.
Мы не преувеличиваем. Сотрудники Иркутскэнергосбыта обнаружили новый случай нелегального майнинга в одной из иркутских сетевых организаций. Этот майнер добывал криптовалюту, используя электричество, предоставленное жильцам дома. Это привело к дополнительным начислениям в размере пяти тысяч рублей для 60 владельцев квартир.
В Шелехове нашли майнеров, установивших ферму в одной из школ города. Энергопотребление в учреждении увеличилось вдвое.
В Ангарске пресекли незаконную деятельность майнинговой фермы, расположенной на территории крестьянско-фермерского хозяйства. Тогда было изъято более 60 единиц оборудования для добычи криптовалюты, а бездоговорное потребление электроэнергии превысило 2,5 миллиона рублей.
Закон на стороне простых граждан и энергетиков
За пять лет борьбы с «серым» майнингом Иркутскэнергосбыт инициировал 1822 судебных иска. Из них 1040 уже завершились победой энергетиков, что обязывает майнеров возместить около 470 миллионов рублей. Остальные дела находятся на стадии рассмотрения в различных судах. Полученные средства направят в энергосистему региона. Однако из-за ухода от налогов и обязательных платежей бюджет Иркутской области всё равно лишился суммы в сотни миллионов рублей.
Энергетики не намерены останавливаться. В этом году Иркутскэнергосбыт подал 734 иска против недобросовестных майнеров. Октябрь отметился рекордной суммой положительных решений – аж на 39 миллионов рублей. Всего за год вступили в силу 379 решений, обязывая майнеров вернуть в энергосистему региона 187 миллионов 765 тысяч рублей.
Как энергетики отслеживают майнеров?
Довольно просто. Для этого нужно внимательно следить за показателями энергопотребления и выезжать на места. Ниже несколько примеров.
Энергетики обнаружили огромный рост энергопотребления в Ангарске: с 1 тысячи до 60 тысяч киловатт-часов в месяц. Владелец участка был предупрежден о счете за использованный ресурс по соответствующему тарифу, но он проигнорировал требования оплаты. Энергетики доказали его коммерческое использование электроэнергии совсем не для дома с гаражом, баней и двухэтажным строением. Потребление на уровне 335 квартир в месяц сулит владельцу прощание с 4,5 миллиона рублей за период с июня 2021 по март 2023 года. Решение суда пока не вступило в силу.
Ещё один криптодобытчик из Иркутской области потреблял энергию, эквивалентную сотне домов — 450 тысяч киловатт-часов в месяц. Энергетики обнаружили ферму в коттеджном поселке на Байкальском тракте. Вместо жилых домов, к которым должны были быть подключены сети, они обнаружили нежилое строение. Тепловизионные съемки показали, что здание излучает тепло 44°С. После обнаружения энергетики приостановили подачу электроэнергии до устранения нарушений и передали документы для перерасчёта по коммерческому тарифу.
Согласно данным Иркутскэнергосбыта, «серый» майнинг оценивается в 1 344 412 тысяч киловатт-часов. А это значит, что нелегальные криптодобытчики украдут не менее 3,2 миллиарда рублей, используя каждый двадцатый киловатт-час.
«Мёдом намазано» предпринимателям (если их можно так назвать) не везде. Эксперты создали карту нелегального майнинга в Иркутской области с 6019 отметками. Это места, где была замечена добыча криптовалюты в условиях, не предназначенных для этой деятельности. Большинство отметок – в Иркутске и районе, затем идёт Ангарский городской округ. Между Ангарском и Шелеховским районом также зарегистрировано скопление криптодобытчиков, их 350. В Хомутовской агломерации более 300 точек. Далее идут Мамоны и Молодежный.
Под угрозой не только деньги, но и жизни
С учетом стабильно низких температур в Иркутской области, эксперты прогнозируют рост пожаров, связанных с майнингом. Прошлый год принёс множество таких инцидентов.
В их числе – погибший на пожаре мужчина и его пострадавший друг. Это было в поселке Введенщина. На месте пожара обнаружили оборудование для майнинга. А в Максимовщине сгорели две теплицы из-за замыкания электропроводки от майнингового оборудования. Пожары также произошли в Иркутске и Нижнеудинском районе из-за мастерских по ремонту машинок и перегрузке электросетей майнинговым оборудованием.
Подобные инциденты происходили в гаражных кооперативах и нежилых помещениях, не предназначенных для этой деятельности. Яркий пример – недавний случай задымления в Усолье-Сибирском. Пожарные обнаружили большое количество устройств для добычи криптовалюты в гараже, прилегающем к административному зданию.
Из-за того же нелегального майнинга в Иркутске произошла коммунальная авария, когда оборудование, размещённое в многоквартирном доме, привело к разгерметизации системы отопления из-за открытых окон, оставленных для охлаждения оборудования.
Вышеописанное – лишь малая часть ущерба, причинённого нелегальными майнерами.
При этом энергетики подчёркивают, что с легальными майнерами проблем никаких нет. Обычно промышленные майнеры сразу согласовывают присоединение, поэтому нет рисков для энергосистемы и незапланированного роста нагрузки.
Надо понимать, что власти и энергетики не выступают против майнинга как такового. Они за легализацию. Ведь развитие индустрии криптовалют в Сибири имеет свои плюсы, включая создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций. Однако резкий рост спроса на электроэнергию со стороны майнеров ставит под угрозу энергобаланс региона. Поэтому единственный выход – это специальные тарифы для нелегальных майнеров, которые приведут к легализации всей деятельности.