«Росатом» снова делает вид, что ликвидирует отходы БЦБК
В начале марта 2023 года правительство РФ сообщило, что выделит семь миллиардов рублей на ликвидацию отходов бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
Планируется, что работы будут сосредоточены на Бабхинском полигоне, где хранятся твёрдые бытовые отходы, золошлак, древесные остатки, и на очистных сооружениях, где накоплен чёрный щёлок. По этим объектам готова проектная документация. По третьему объекту она дорабатывается, это Солзанский полигон, где хранится шлам-лигнин – основной объём отходов БЦБК.
То есть деньги выделили не на ту территорию, где находятся опасные отходы, которые и угрожают Байкалу, а на другое. Вдобавок, оказалось, что в 2023 году даже эти работы не будут начаты. Хотя изначально планировалась, что они должны начаться в 2022 году. Этого не произошло.
Напомним, что с 2020 года ответственным за ликвидацию накопленного ущерба БЦБК отвечает «Федеральный экологический оператор» (принадлежит Росатому). За три года не было сделано ровным счётом ничего, хотя федеральные деньги потрачены. Очередное невыполнение плана к сроку Росатом в этот раз объяснил тем, что теперь проект необходимо переделать без привлечения импортных технологий. В 2022-м он заявил, что представит новый проект с импортозамещёнными технологиями к ноябрю, а непосредственно к ликвидации можно будет приступить уже в конце 2022 года. Но этого не произошло. Теперь Росатом обещает, что полностью ликвидировать опасные отходы комбината собирается в 2023–2024 годах.
Вместе с Росатомом проблемами БЦБК занимается и ВЭБ.РФ через свою «дочку» Байкал.Центр. Вернее, создаёт имитацию бурной деятельности – строит экотропу силами волонтёров и выдаёт это за достижение десятилетия, возводит шатры из фанерки, устраивает бесконечные совещания и презентует наполеоновские планы. Всё это, естественно, никакого положительного эффекта на Байкал не имеет. Но пиар есть пиар. Деньги есть деньги.
Вернёмся к Росатому. Уже сейчас известно, что в 2023 году никакая ликвидация не начнётся. Вместо этого начнутся лишь подготовительные работы. План выглядит так:
- провести подготовительные и геодезические работы, расчистить территорию от деревьев и кустарников, пересадить краснокнижные растения;
- демонтировать три здания, трубопроводы и коллекторы, находящиеся в зоне строительства площадки очистных сооружений;
- построить объекты подсобного и обслуживающего назначения, энергетического и транспортного хозяйства;
- поставить и смонтировать 100% технологического оборудования очистных и полного комплекта реагентов для выполнения работ по очистке щёлоксодержащих стоков;
- построить инфраструктуру для дальнейшей очистки щёлоксодержащих стоков, в том числе все здания для размещения технологического оборудования, вспомогательные строения, надземные и подземные инженерные сети;
- очистить надшламовые воды.
Это всё можно было сделать за прошедшие три года. Не надо иметь сверхразум, чтобы понимать, что для работ надо построить инфраструктуру и расчистить территорию.
Но самое смешное – очистка надшламовых вод. Бабр уже устал повторять о том, что, во-первых, это вообще не самое страшное в отходах БЦБК. Во-вторых, это чистой воды распил бюджетных средств.
По официальным данным министерства природных ресурсов РФ, на Байкале выпадает осадков объёмом 9,26 кубического километра. И испаряется ровно столько же. В том числе так называемые надшламовые воды. Исключения составляют реально залповые многоводные годы. Например, 2019-й. Однако такое событие происходит один раз в 100 лет, а то и реже. Но и на такие случаи в составе цеха очистных сооружений есть аварийные накопители, в которые по системе внутренних трубопроводов просто перекачиваются излишки, которые потом успешно испаряются.
«Росатом» уже несколько лет тратит в среднем 100 миллионов рублей в год на их откачку. В том числе и из бюджетных средств. При этом никто не проверяет, какой объём откачивается по факту. Возможно, что и никакой. «Росатом» привык пилить очень много и за бешеные деньги.