Защитить нельзя уничтожить: Сергей Тен и закон «Об охране озера Байкал»
Если бы работа межфракционной группы «Байкал», возглавляемой депутатом Госдумы Сергеем Теном, оценивалась по количеству заседаний и фотоотчетов, ее можно было бы назвать образцовой. Но когда речь заходит о реальных действиях по защите уникального озера, картина оказывается удручающей.
Но ведь рыба, как известно, гниет с головы. А «голова» группы «Байкал» – это ее руководитель, депутат Госдумы от Иркутской области Сергей Тен.
Тен Сергей, Иркутск, 13 мая 2016 года. © Проект "Лица Сибири"
Напомним, противостояние вокруг злосчастного закона нагнетается с 2023 года, когда он был принят в первом чтении. И с тех самых пор одну из самых активных позиций в дискуссии традиционно занимают политики прибайкальских территорий: Бурятии и Иркутской области.
Парадокс: формально одну из самых активных позиций в рассмотрении вопроса закона «Об охране озера Байкал» должна была занять, простите за каламбур, группа «Байкал», созданная в 2012 году для «координации законодательной работы по защите Байкала». На деле группа так и не смогла повлиять ни на одно ключевое решение:
• БЦБК – проблема отходов комбината до сих пор не решена;
• Ольхон – варварский туризм продолжается;
• Сплошные рубки – несмотря на протесты экологов, их ограничили лишь на бумаге.
Теперь, когда Байкалу угрожают новые поправки, группа под руководством Сергея Тена демонстрирует ту же беспомощность. Вместо жесткой позиции – компромиссы, выгодные скорее бизнесменам, чем экосистеме.
Байкал под пилой: зачем власти настаивают на сплошных рубках в охраняемой зоне
Закон о Байкале: как сохранить озеро и не остановить развитие региона?
Фото из альбома "Байкал. Виды - лето" © Фотобанк "RuBabr"
Причем риторика депутата изменилась так же быстро, как формулировки в законопроекте. Если до начала разработки законопроекта, вызывающего огромные вопросы экологов, Тен делал громкие заявления о сохранении Байкала, то уже в 2023 году (когда закон впервые оказался в плоскости публичных обсуждений) депутат начал использовать аргументы о «необходимости развития коммунальной и социальной инфраструктур».
Причина, кажется, на поверхности: депутатская активность Тена давно свелась к отработке интересов тех, кто хочет «освоить» прибайкальские земли.
Очевидно, что Байкал – не полигон для политических экспериментов. Если группа «Байкал» и ее руководитель Сергей Тен не способны отстаивать его интересы, возможно, стоит распустить эту декоративную структуру и передать полномочия тем, кто готов действовать.
Пока же ситуация выглядит так: застройщики получают землю; чиновники отчитываются о «развитии территорий», получивших возможность создавать инфраструктуру, а сам Байкал остается без реальной защиты.