Аварии, экономические потери и пожары: чем опасен нелегальный майнинг
Дешёвая электроэнергия Прибайкалья словно магнит манит нелегальных майнеров на свои обширные территории. Однако добывать крипту становится всё сложнее и опаснее, во многом из-за безответственности самих майнеров: энергозатратное оборудование становится причиной аварий, пожаров и краж, а экономика региона теряет миллиарды рублей. Всего этого можно было бы избежать с введением дифференцированных тарифов и легализацией майнинга.
Перекрёстное субсидирование
Причина популярности майнинга в Прибайкалье в том, что тариф на электроэнергию является одним из самых низких в стране. Массовая установка оборудования для добычи криптовалюты привела к взрывному росту энергопотребления.
Если говорить об экономической стороне вопроса, то камнем преткновения тут выступает перекрёстное субсидирование. Это перераспределении нагрузки по оплате электроэнергии, при которой бизнес-сообщество фактически оплачивают часть стоимости электрической энергии, потреблённой населением. В последние несколько лет майнеры, что называется, сели на шею бизнесу и свесили ножки. И не к какому-то абстрактному богачу, а представителям малого и среднего бизнеса – платят за майнеров владельцы кафе, ларька у дома, любимого магазина и салона красоты.
«В 2021 году бизнес перекрестно просубсидировал майнеров на сумму более 900 миллионов рублей. А в части компенсации льготной цены на покупку электрической энергии – на сумму более 1,3 миллиарда рублей. И это огромные суммы. То есть лишние расходы ложатся на плечи бюджетных учреждений и предпринимателей. Приведем конкретные примеры. Местное предприятие «МОЛОКО» потребляет почти 18 миллионов кВт*ч, увеличение по ним составит более 2,7 миллиона рублей. Эти деньги организации могли направить на своё развитие, реализацию инвестиционных программ. Но таким образом, они компенсируют разницу в тарифах, а деньги идут майнерам», – рассказал 2 июня на пресс-конференции в «Областной» генеральный директор «Байкальская энергетическая компания» Олег Причко.
Экономика региона
Региональный бюджет тоже недополучает деньги из-за деятельности криптодобытчиков. Если в соответствии с требованиями законодательства серые майнеры начнут оплачивать потребленную электрическую энергию как весь остальной бизнес даже по самому низкому тарифу для предпринимателей, то скрытая ими выручка, в том числе для налогообложения, составит более 2 миллиардов рублей.
Сейчас майнеры не платят ни налоги, ни другие обязательные для легальных предпринимателей выплаты. Областной и местные бюджеты теряют колоссальные поступления – это суммы более 0,5 миллиарда рублей. Деньги в свою очередь могли бы пойти на улучшение социальной инфраструктуры жителей Иркутской области – строительство образовательных и медицинских учреждений, ремонт дорог и модернизацию городского пространства.
Дифференцированный тариф
Решением проблемы эксперты называют введение дифференцированных тарифов. Он предполагает разделение тарифов на электроэнергию для разных групп потребителей. При этом обычные жители такое изменение не заметят. Так как тариф для них останется по-прежнему самым низким.
Только 0,8% домохозяйств суммарно потребляют свыше 1 миллиарда кВтч в год. Основную часть этого объема (более 500 миллионов кВтч в год) потребляют майнеры, нелегально работающие в домохозяйствах. Так же к категории с высокоим потреблением относится совсем незначительное количество домохозяйств, где площадь построек составляет не менее 1000 кв.м. Но эти собственники обычно понимают на что идут и готовы оплачивать свои потребности.
«Правительством РФ было принято решение о введении дифференцированных тарифов и дано поручение ФАС разработать методику по расчету этих тарифов. Ведомство предложило формулы для различных категорий потребителей, в том числе проживающих в городе и на селе, оплачивающих электроэнергию по дневным и ночным тарифам, по социальным нормам и сверх них. Сейчас задача региональных властей – адаптировать эту методику под специфику региона и ввести дифтарифы, чтобы снять нагрузку с честных предпринимателей, которые и так переживают непростые времена. Не так давно Министр энергетики на одном из совещаний сказал что необходимо ускорить введение методики, но пока документ не принят», – добавил Олег Причко.
Рост преступности
Не стоит забывать и о том, что оборудование для майнинга стоит немалых денег. А значит, оно становится объектом хищений и росту преступности. Иван Кузьмин, начальник отдела организации деятельности подразделения уголовного розыска по борьбе с преступлениями против собственности Управления уголовного розыска МВД России по Иркутской области, рассказал о специфике таких преступлений. Сложность заключается не только в том, что майнинг является незаконным и пострадавшие не всегда обращаются в полицию под страхом разоблачения.
Обычно майнинг-фермы размещают вдали от места проживания из-за высокой температуры и шума оборудования. А значит и кражу замечают не сразу. Из-за перебоев электричества или сбоя оборудования владельцы перестают обращать внимание на сигнал от фермы, которая перестаёт работать. Поэтому горе-майнеры узнают о краже спустя несколько часов или дней. Это значительно затрудняет поиск преступников. А если вор остаётся безнаказанным, то почти гарантированно снова пойдёт на преступление.
По статистике, чаще всего воруют оборудование для майнинга из нежилых домов в частном секторе, со складов, дач, балконов, реже – из квартир, сообщил Иван Кузьмин. В этом году 19 уголовных дел, где объект преступления – майнинговое оборудование, направлены в суд. Ещё по 35 найдены подозреваемые.
Пожары
Сейчас в Иркутской области сложилась пожароопасная обстановка, а майнинговый бум существенно повышает риски возгорания. Все чаще регистрируются пожары, возникшие из-за безграмотности и безответственности нелегальных майнеров. Криптодобытчики рискуют не только своей жизнью, но и жизнью своих соседей.
Начальник отдела информации и связи с общественностью ГУ МЧС России по Иркутской области Андрей Шутов рассказал, что с начала 2022 года на пепелище 23 пожаров было найдено майнинговое оборудование. Немаловажно, что на предприятиях так называемых белых майнеров не было зарегистрировано ни одного пожара, только на нелегальных фермах в жилых домах, в складских помещениях, на территории садоводств. Отмечается еще одна тенденция – специфичное оборудование размещают в многоквартирных домах. В апреле произошло два пожара на балконах многоквартирных домов в Черемхово и Ангарске по электротехнической причине. А при том, что в городе нефтехимиков большинство домов газифицированы, то угроза безопасности жителей просто колоссальная!
«Им всё равно на своих соседей, для них главное – это прибыль», – подытожил пожарный.
Суды и штрафы
Оборудование для добычи криптовалюты достаточно энергоёмкое. В большинстве случаев требуется большая мощность, на которую не рассчитаны обычные жилые дома. Отсюда и короткие замыкания, ведущие к пожарам. Один из последних случаев произошел 24 мая в садоводстве под Ангарском: сгорел гараж, в котором размещалось оборудование для майнинга. Предварительная версия причины пожара — короткое замыкание.
В 2022 году в борьбе с «серыми» майнерами «Иркутскэнергосбыт» вышел на рекордные результаты. Ежедневно сотрудники компании проводят рейды со спецоборудованием в поиске майнингового оборудования, расположенного в неприспособленных местах. Чаще всего это приводные к судебным спорам. С начала года юристы «Иркутскэнергосбыта» подали 436 исков, 132 из них уже удовлетворили, остальные находятся на рассмотрении в судах разных инстанций. Общая сумма задолженности – более 225 миллионов рублей. Это те деньги, которые добытчики криптовалюты должны будут доплатить в качестве перерасчета за электроэнергию со льготного тарифа для населения на коммерческий. Иногда с цифровыми предпринимателями удаётся договориться. Из 436 исков заключено 20 мировых соглашений, 81 иск прекращен в связи с оплатой и переводом на коммерческий тариф для дальнейшей работы.
«Расскажу для примера о показательных случаях. Один из последних: суд взыскал с организатора майнинг-фермы почти 30 млн рублей. История с этим клиентом началась осенью 2021 года: было зафиксировано, что потребление электроэнергии на одном из участков в поселке Баяндай Иркутской области ежемесячно составляет порядка 800 тыстысяч кВт/ч – это сравнимо с энергопотреблением небольшого промышленного предприятия.
Владелец участка представителей «Иркутскэнергосбыта» на территорию не пускал, поэтому достоверно убедиться куда расходуется электричество, установить не удавалось. После сбора доказательной базы мы обратились в суд. В ходе выездного заседания на участке были обнаружены несколько забитых сеном помещений, под которым находились стеллажи с розетками, они использовались для подключения энергетически ёмкого оборудования. Таким образом, в суде нам удалось доказать, что ресурс используется не для коммунально-бытовых нужд, а в коммерческих целях.
Отмечу, при использовании электроэнергии для коммунально-бытовых нужд – то есть, приготовления еды, обогрева дома, работы бытовых приборов, в сельской местности тариф составляет 0,86 рубля/кВт*ч, а коммерческий тариф в 3,5 раза выше. Таким образом, ответчик электрическую энергию должным образом не оплачивал. Теперь по решению он должен заплатить 28,6 миллиона рублей в качестве перерасчета за электроэнергию по коммерческому тарифу.
Не менее примечательный случай произошел в Иркутске. Житель попал под подозрение из-за резкого роста энергопотребления в его гараже. Суд он уверял, что использует водонагреватель для производства дистиллированной воды, которую в свою очередь использовал в рекреационных целях для создания пруда. Однако удалось доказать, что никакого пруда не было, электроэнергия использовалась, как и в первом случае, не для коммунально-бытовых нужд, а в коммерческих целях. Согласно перерасчету, за три месяца иркутянин недоплатил более 1 миллиона 600 тысяч рублей», – рассказал директор «Иркутскэнергосбыт» Андрей Харитонов.
Упомянутые случаи свидельствуют о том, что люди осознанно идут на нелегальную предпринимательскую деятельность, ищут поводы, чтобы намеренно не оплачивать энергоресурсы. В свою очередь электрические сети у них также не рассчитаны на колоссальную нагрузку в промышленных масштабах, поэтому страдают многочисленные соседи – не только в одном подъезде, а во всём доме и даже садоводстве. Подтверждение тому – регулярные отключения электроэнергии и низкое напряжение в сети.
Единственный способ обезопасить людей – легализовать майнинг по всем направлениям. А введение дифференцированных тарифов позволит упорядочить эту предпринимательскую деятельность без ущерба для остальных бизнесменов и просто обычных жителей региона, а значит повысить качество жизни в Иркутской области.
Фото из открытых источников