Блогнот. Принцип Коменского - делай, как сказано - в образовании страны отлит в граните
[В ответ на Откидач. Иркутск. Сибирь. Россия]
В перестройку начала выходить газета Первое Сентября, главным редактором был Симон Соловейчик. Я покупала все номера, оформила подписку, я за ней охотились, потому что по сравнению с советской Учительской газетой это была просто бомба. Её писали Люди. В том числе Учителя, у которых были свои мысли, опыт и знания гораздо глубже того, что дозволено иметь и преподавать районо и райкомом КПСС.
И там была серия статей об истории школы, начиная с Яна Амоса Коменского.
И чётко показано, зачем он придумал классно-урочную систему, когда в одно время в одном месте одно и то же количество людей получает и заучивает наизусть одно и то же количество информации: идеология.
Это была эпоха реформаторства церкви. И новой церкви для усиления влияния нужен был инструмент для продвижения своей идеологии. И Коменский его создал на столетия вперёд.
В школу приходят люди, рассаживаются лицом к тому, кто будет вещать с кафедры. Уже при такой рассадке создаётся атмосфера, в которой не подискутируешь с соседом, не станешь отличаться или отвлекаться. С затылком впереди себя общение как-то не клеится, согласитесь. Итак, ряды послушно внимающих слышат то, что им говорят с кафедры, и хором повторяют за ним. Это основной метод. Потом их опрашивают, проверяют усвоение. Вот и всё. Ах да, при чём тут церковь: заучивали тексты из Библии, переведенной на национальный язык (с перевода Библии на английский, немецкий, французский, итальянский отсчитывается момент возникновения единого языка нации из множества диалектов). Задается единая матрица мировоззрения. Чтоб усвоение шло лучше, так же в затылок объясняли правила чтения, и тогда ученики могли читать свою священную книгу дома, вслух всей семье.
С этого всё начиналось. Светские предметы добавлялись постепенно, светские книги тоже (включая любовные романы, политическую сатиру, памфлеты, потом пресса). Но началось именно так: ряды учеников, напоминающие ряды солдат, и один источник информации.
Мы тогда в инязе экспериментировали: в одном кабинете столы стояли по кругу. И семинары проходили в малых группах. И надо было читать дополнительно, доказывать и опровергать, в том числе преподавателя. И оценку ставили не за повторение материала, а за его творческое освоение. Как думаете, очень были успешными те попытки? Учитывая, что это заочная группа, люди в возрасте и с опытом. Да черта с два. По привычке не готовились, пытались пользоваться подсказками (не прокатывает, всё видно), угадывать нужную линию поведения.
Думать отваживались немногие. Остальные обижались на тройки.
Светлая память Педагогу, её уже нет давно, но она нереально много сделала для методики преподавания иностранных языков в области. За что и кафедра её была что? Правильно, расформирована. Потому что принцип Коменского - делай, как сказано - в образовании страны отлит в граните.
Ах да, деталь: парней из иняза охотно брали во все времена в КГБ, потом ФСБ. И следили за преподами тоже во все времена. Ведь они знали Иностранные Языки. Недайбох што.
И дети администрации учились в инязе всегда в большом количестве.