Куда катится спортивная медицина в Иркутской области? Мнение врача Георгия Губина
Материал о проблемах спортивной медицины в Иркутской области выходил совсем недавно. Постоянное увеличение контроля за здоровьем спортсменов привело к тому, что спортсменам от такой заботы уже некуда деваться. Все больше тестов, все больше специалистов, все чаще обследования – а денег на это в бюджете не заложено. Но как-то справлялись. А вот наступил «момент истины»: с января 2021 года жить по-старому уже нельзя, а по-новому – нет денег.
Вопросом занимаются специалисты, которые немало лет отдали спортивной медицине, также тему взяла на контроль Общественная палата Иркутской области. В продолжение темы - еще одно мнение.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
О ситуации высказался Георгий Иннокентьевич Губин, который с 1987 до 2014 года был главврачом ОВФД «Здоровье», с перерывом на два года – в 1997-98 годах возглавлял Комитет по здравоохранению Иркутской области. Сейчас это должность министра здравоохранения. Заслуженный врач РФ, доктор Медицинских наук. Георгий Иннокентьевич высказал свое мнение по ситуации:
- Современная система подчинена стандартам: есть порядок – нужно выполнять. Одна тренер заметила: «Когда на операцию идешь – сдаешь меньше анализов, чем спортсмен в своем диспансере». Но это же не прихоть диспансера. Это федеральный стандарт. Постоянно повышается и объем, и кратность контроля за здоровьем спортсмена. Раньше он осуществлялся раз в год, затем два раза в год, затем – раз в квартал... И это создает колоссальные трудности. Когда в 2016 году вышел очередной документ, с более строгими нормами, мы понимали, что ситуация будет только усложняться. И подготовили ведомственную программу, которая касалась развития спортивной медицины на территории всей Иркутской области. Она учитывала все моменты, начиная от материально-технической базы, подготовки кадров, организационно-методического сопровождения… Еще при губернаторе Ерощенко я выступил с этой программой на совете по физической культуре и спорту. Губернатор программу поддержал и поручил ее дальнейшую судьбу Минздраву. Но там посмотрели, сколько это будет стоить, и сказали – денег нет, давайте подождем. Пока появятся деньги.
- А сами по себе они никогда не появятся.
- Конечно, нет. Их всегда будет не хватать. Наступил 2016 год, сменился министр здравоохранения – вместо Николая Корнилова пришел Олег Ярошенко. Мы подготовили новую программу, просто обновив старую – изменили даты, цены, которые уже изменились. Ситуация повторилась один в один: денег сейчас нет. Что очень важно: диспансеру нужна материально-техническая база. У него никогда не было своего помещения.
Поясняем: то помещение в южной трибуне стадиона «Труд», где с давних пор обитает ОВФД «Здоровье», диспансеру не принадлежит. Раньше спорткомбинат «Труд» был в собственности Областного совета профсоюзов, и помещение тоже принадлежало Профсоюзам. Диспансер, будучи структурой Минздрава, арендовал его.
В 2012 году «Труд» перешел в областную собственность. Специально для управления областными спортивными объектами создано предприятие «Спортивная инфраструктура». При губернаторе Левченко эту структуру возглавил Александр Севергин из Красноярска. Чтобы разместить ее сотрудников, однажды у диспансера «Здоровье» забрали половину всех помещений. Пришлось отказаться от оказания ряда услуг, на который диспансер имел право зарабатывать. После ухода Левченко помещение вернули диспансеру, но сейчас там пока работа не ведется, его пока заново «обживают».
Кстати, при министре Ярошенко прошла оптимизация спортивной медицины. Ранее в Иркутской области было семь спортивных диспансеров. Теперь после сокращения «раздутых штатов» остался только один – ОВФД «Здоровье» в Иркутске.
Остальные в рамках оптимизации были ликвидированы как самостоятельные юридические лица врачебно-физкультурные диспансеры в шести городах Иркутской области. Вместо них теперь – кабинеты при поликлиниках. Неизвестно, на какое время тебя смогут записать и принять. А если соревнования уже в плане, и их не отменишь? Или нужно обследование, чтобы понимать, какие нагрузки давать, как готовиться. А на него не пробиться.
ЕСТЬ ЛИ РЕШЕНИЕ?
Конечно, проблема бы не свалилась как снег на голову и не требовала бы таких усилий для решения, если бы ею начали заниматься раньше. Но если и сейчас не начать ее решать, то когда?! И главное – как решать?
Привычная фраза «нет денег», увы, хорошо знакома всем нам. И с неба они не возьмутся. Но должны же быть какие-то пути решения? Мы ведь в спорте, а здесь просто так сдаваться не принято.
В предыдущем материале мы уже приводили мнение Дмитрия Губина, который был главным врачом областного врачебно-физкультурного диспансера «Здоровье» с 2014 года до марта 2021 года, а настоящее время работает врачом по спортивной медицине в Министерстве обороны РФ ЦСКА. Дмитрий Георгиевич считает: тут выход один – надо быть ближе к закону. Если закон предписывает возлагать эти затраты на спортивные организации, то Минспорта имеет полное право требовать эти деньги у государства.
- По сути, Минспорта является заказчиком услуг, - говорит Дмитрий Губин, - но, несмотря на наличие закона, оно никогда не выступало в качестве заказчиком услуг. Оно ориентировалось на те суммы, которые давал Минздрав. И распределяло их по-своему. Но Минздрав не может выступать заказчиком, оно – всего лишь исполнитель. У Министерства спорта есть законодательное обоснование услуги. А у Минздрава его нет. И что самое главное – только Минспорта знает изнутри ситуацию в спорте и может решать, какие суммы надо запрашивать. Механизмы решения проблемы существуют. Это называется «межведомственное взаимодействие». Найти общую консолидированную позицию в плане оказания медицинской помощи спортсменам. Надо помнить: если спортсмен, завершив карьеру, все равно попадает в систему здравоохранения, но с подорванным здоровьем, то государство вложит куда больше денег в его лечение и реабилитацию. Говоря медицинским языком, профилактика всегда дешевле, чем лечение.