Иркутский военный округ
Современная организация Вооруженных Сил Российской Федерации базируется на принципах, заложенных в Русской Императорской армии.
Так, преобразованные в последние годы военные округа берут свое начало в реформах 60-х-70-х гг. XIX в. В 1862 г. по инициативе военного министра Д.А. Милютина были учреждены первые военные округа - Виленский, Варшавский, Киевский и Одесский. Их создание преследовало цели оптимизации управления армией, совершенствования мобилизационной работы, улучшения боевой подготовки войск.
Возникнув в европейской части, военно-окружная система постепенно охватила всю страну. В 1865 г. создаются Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский округа, включавшие обширнейшие территории Сибири. В последующий период менялись границы округов, их количество, но в главных своих чертах новый механизм организации обороны государства сохранился на многие годы.
В 1884 г. последовало упразднение Восточно-Сибирского округа. Это связывалось с преобразованием управления Восточно-Сибирским генерал-губернаторством. Было принято решение о выделении Приамурского генерал-губернаторства, с образованием из расположенных на его территории войск Приамурского военного округа. На оставшейся территории формировался Иркутский военный округ. В традициях военной системы России было давать наименования округам по месту размещения органов управления (Иркутск) или по названию местности (Приамурье).
В 1884 - 1899 гг. формирования Иркутского округа были представлены двумя разрядами - регулярными и казачьими. Первые состояли исключительно из местных войск (предназначались для несения караульной и конвойной службы) и включали два резервных батальона, девять местных и двадцать шесть конвойных команд, одну дисциплинарную роту. Казачьи войска имели две сотни казаков. Количество войск в округе оставалось неизменным до 1897 г., когда в результате строительства Транссиба организуется перевозка арестантов по железной дороге, что привело к сокращению числа конвойных команд. В 1899 г. их осталось восемь. В то же время в соседнем Приамурском округе произошло многократное увеличение количества воинских формирований. Если в 1884 г. по количеству батальонов пехоты Приамурский округ превосходил Иркутский в шесть раз, то в 1898 г. этот разрыв увеличился в одиннадцать раз.
Наличие мощных естественных преград, относительная стабильность внешнеполитической обстановки обусловили размещение в Иркутском округе незначительного количество войск и специфическую систему военного управления, которую отличало отсутствие ряда полнокровных отделов, функционировавших в других округах. Эти обстоятельства, а также необходимость экономить государственные средства побудили упразднить в 1899 г. Иркутский округ.
Очевидно, что соображения экономии сыграли в исторической перспективе негативную роль. Неудачный исход русско-японской войны заставил правительство по-иному взглянуть на укрепление дальневосточных рубежей. В 1906 г. был восстановлен Иркутский военный округ, а на его территории размещалось большое число формирований, причем располагались исключительно полевые войска, т.е. такие, которые предназначались для ведения активных боевых действий. Значительным был состав войск - два армейских корпуса, включавших внушительное количество тяжелой и мортирной артиллерии, понтонные и саперные батальоны и другие обеспечивающие подразделения. Все это свидетельствовало о стремлении снабдить наступающую армию средствами, обеспечивающими эффективное ведение боевых действий в условиях дальневосточного региона.
Развитие науки и производства, практические опыты по использованию самолетов поставили в повестку дня вопрос об использовании в войсках нового вида оружия. В 1911 г. при 4-й Сибирской воздухоплавательной роте в г. Чите был сформирован авиационной отряд - единственный из расположенных в азиатской части России.
Боевая подготовка нацеливалась на внедрение в частях опыта минувшей войны, разработку новых совершенных способов борьбы. Практиковались такие формы учебы, как подвижной сбор, полевая поездка, совместные маневры разных родов оружия.
Качественно изменилось отношение к вооружению войск. Если в последней четверти XIX в. новейшие образцы оружия в первую очередь поступали в округа, расположенные в европейской России, а затем в части, размещавшиеся на востоке страны, то в начале XX в. войска сибирских округов получили штатное новейшее вооружение.
Мобилизация в 1914 г. двух армейских корпусов и последующая их передислокация на театр военных действий отнюдь не означала обвального сокращения численности личного состава войск и учреждений округа в годы первой мировой войны 1914-1918 гг. Здесь размещалось значительное количество запасных частей и ополченских формирований, несколько военно-учебных заведений.
В годы войны воины - сибиряки сражались на самых опасных и ответственных участках фронта, проявляя высокое мужество и патриотизм. В ходе знаменитого Брусиловского прорыва раненые офицеры 9-го и 10 - го Заамурских пехотных полков приказали нести себя впереди атаковавших цепей и "испускали дух на неприятельских орудиях".
Немало генералов, служивших в Сибири, заняли высокие посты в действующей армии. Под непосредственным началом генерала А.А. Брусилова служил бывший начальник управления генерал- квартирмейстера штаба Иркутского округа генерал-майор С.А.Сухомлин, занимавший последовательно должности начальника штаба 8-й армии, а затем начальника штаба армий Юго-Западного фронта. Бывшие командующие войсками округа генералы А.Н. Селиванов и А.Е. Эверт командовали соответственно армией и фронтом.
Опыт военного строительства Русской Императорской армии представляет собой интереснейшую и поучительную страницу истории, знание которой весьма актуально сегодня в условиях происходящего реформирования Вооруженных Сил.