Блогнот. Политика как самовыражение
Для мужчин, которым за 40.
Один мой знакомый клинический психолог всерьёз разрабатывает тему политики как второй молодости для мужчин. Мол, физическая молодость приходит, а побыть на коне, главным образом – в целях сохранения привлекательности (хотя бы статусной) для противоположного пола – ещё охота. Так сказать, внутренний запрос присутствует.
И тут, как правило, два пути. Либо мужик к тому времени уже становится начальником и, соответственно, приобретает новый для себя важный статус (хоть и с брюшком, но это уже не важно), либо... Ну, тут ему остаётся только смещать точку приложения усилий в какую-то иную сферу. Кто в парапланеризм уходит, кто в дайвинг, кто в тренажёрку, кто ещё куда. Чем мускулиннее и адреналинистее, тем в данном случае безусловно лучше.
Вот именно это мой друг и называет настоящим дауншифтингом, а не неосознанную тягу офисного планктона к перемене мест и занятий. И причины этого новомодного явления для него как для учёного вполне очевидны.
Но есть для мужского томления духа третий путь. Это – политика. И вот тут как раз простор для самовыражения открывается самый нешуточный. Ибо страсти кипят такие, что Шекспир позавидует, а адреналина столько, что всё угасание биохимии компенсируется с лихвой, и молодая девичья поросль так и заглядывает тебе в глаза, лишь бы только приобщиться к взрослому, к статусному.
И всё бы ничего, да заканчиваются такие истории частенько настораживающее (для всех нас, кстати). В силу безмозглости (несмотря на седины) одних и малоопытности (несмотря на амбиции) других.
Сейчас я расскажу вам одну историю, обросшую уже немалыми сплетнями и сомнительного происхождения подробностями, которую мой друг неизменно приводит в качестве иллюстрации к своей теории.
Один иркутский околополитик (сам он скромно называет себя когда политтехнологом, когда политологом) – назовём его Сергей Б. – вращается в оных кругах уже лет двадцать. Ну, как вращается – то в избирательной кампании поучаствует, то в какой-нибудь кулуарный журнальчик статейку тиснет. Обычная региональная околополитическая жизнь журналиста-общественника.
И вот происходит то, что его размеренная и устаканенная жизнь переходит 40-летний рубеж. Устроенный быт (два брака, правда) и четверо детей (от первого – две девочки, от второго – парни) – это то, к чему он осознанно стремился все свои 40 лет. Но это его уже не радует. Он стареет, взгляд его уже не столь остр, голос не так зычен, а под глазами отвратные морщины. И так никогда не бывшее эталоном тело, похоже, расплывается окончательно. Да и (вторая) жена за годы счастливого брака моложе тоже не стала. А стареть не хочется.
Что же делать? А вот тут всё как раз по теории. Нужна маленькая победоносная война, в которой он приведёт к безоговорочной политической победе своё войско.
Решение – на поверхности, и вот уже наш герой становится региональным представителем одного одиозного (что хорошо) и очень харизматичного (что ещё лучше) политика аж федерального уровня.
Громогласно возглавляемый им политический штаб проводит одну успешную акцию за другой, на улицы выходят толпы народа, скандируя имя нового мессии, а тебя самого массы единомышленников встречают рёвом оваций и одобрительным гулом. И – вот оно! Жизнь снова налаживается, слава, почёт и известность сами поплыли в руки, а приятно удивлённый столь неожиданным успехом московский Босс доволен и регулярно шлёт тебе деньги.
Но это, как мы понимаем, была только первая часть плана. Вторая состояла в организации постоянного притока молодых волонтёров, желательно, женского пола, в указанный штаб. И она также была решена.
Так в штаб к Сергею Б., в его непосредственное подчинение, попала 15-летняя девушка Лена (имя изменено), – ровесница его младшей дочери, кстати. Она сразу же привлекла своего нового руководителя остротой молодого ума и девичьей кокетливостью. Тот ей тоже понравился – зрелый, опытный, успешный и такой интересный. В нём Лена, выросшая без отца, много лет прожившая с одной матерью, пропадавшей на трёх работах и, в общем-то, прокараулившей дочь, нашла то, чего ей не доставало всю жизнь – нормальную мужскую опору.
Закончилось всё тем, чем и должно было закончиться (а началось, как это не банально, в машине и с бутылкой вина). Через какое-то время Сергей Б. разорвал с Леной все отношения – ибо та всё ж таки несовершеннолетняя, а скандалы ему не нужны, – а Лена вусмерть разругалась с матерью и ушла из дома. Следующий месяц своей жизни она провела в интернате, ни на один день не оставляя бесплодных попыток вернуть взаимность того, кто дал ей повод назвать себя её мужчиной.
А ведь, по большому счёту, эта история даже не про политику, сгори она синим пламенем. Она, скорее, про «кризис среднего возраста», когда «седина – в бороду, а бес – в ребро». Ничего, в сущности, нового. Неприятно в ней другое. Есть в ней одна вещь, которая заставляет нас заглянуть внутрь себя и увидеть там то, что нам совсем не понравится: неприглядную реальность современного российского общества. Ту реальность, которую мы сами (вот именно Мы. Сами.) для себя и создали. И в которой уже очень давно живём.
Хреновая эта реальность. Паршивая. И никуда не годная, если честно. Никуда и ни на что. Реальность, в которой родители (оба), не будучи достаточно взрослы и зрелы, не смогли или не захотели сохранить и приумножить свою нормальную семью, а разбежались в разные стороны при первых признаках сгустившихся над их союзом туч. Реальность, в которой девочка оказалась предоставленной самой себе и вынужденной искать правды жизни на стороне, не видя от родителей ни примеров, ни понимания, ни настоящей заинтересованности в своей судьбе. И в этих поисках, конечно же, натолкнулась на ещё одно типичного представителя «обчества». Сколь амбициозного, столь и безответственного. Сколь пафосного, столь и пустого. И всё предсказуемо закончилось не как в сказке, а как обычно, когда за дело берутся люди без совести, но с претензиями.
Я думаю, мы все в этом виноваты. Каждый на своём месте. Сделавший своё дело, свою работу (какой бы она ни была), плохо. И в этом наша главная проблема. Нас, современного российского общества.
А девочка здесь, если честно, не причём. Она просто живёт, как живёт, и пытается выживать, как может. И помоги ей в этом Небеса.