Зачем кошмарят ВСГАО?
В замершей на время ситуации с "рейдерским" захватом ВСГАО остался непонятным один важный момент: кому и зачем это нужно?
Напомним, что на уровне министерства образования уже несколько месяцев шла непонятная игра с переназначением ректора Александра Гаврилюка. В июне 2011 года ректорату ВСГАО был показан некий приказ из министерства (без печатей и подписей), которым Гаврилюк отстранялся от своей должности, а исполняющим обязанности ректора назначалась некая Юлия Маланина, до тех пор имевшая незначительный опыт работы проректором ИГЛУ.
Естественно, такое назначение вызвала жесткий отпор всего профессорско-преподавательского состава ВСГАО. На сегодняшний день министерство пошло на попятную, вероятно, пытаясь выиграть время. Есть мнение, однако, что атака на академию на этом не закончена.
Высокопоставленный представитель структуры ВСГАО на условиях анонимности высказал Бабру свою версию происходящего.
Министерство образования давно лелеет идею сокращения числа вузов и их объединения. Причин для реализации такой идеи несколько.
Во-первых, одним крупным вузом проще управлять из Москвы, чем несколькими мелкими: меньше оборот бумаг, денег, меньше чиновников заняты в процессе контроля. Тем самым экономятся значительные средства и ресурсы. Во-вторых, проще планировать спрос на специалистов: в настоящее время вузы, в погоне за званиями "академий" и "университетов", наплодили массу мелких и никому не нужных факультетов, выпускники которых оказываются лишними на рынке труда. В третьих, и это главное - укрупнение вузов полностью соответствует государственной идеологии перераспределения думающего меньшинства в города, и вытеснения неудачников в своеобразные провинциальные гетто. В едином крупном вузе осуществить подобную сегрегацию гораздо проще. В четвертых, единый вуз проще контролировать в отношении раздела прибыли: не секрет, что некоторые вузы сейчас стали настоящими бизнес-структурами с высокими доходами, и у московских чиновников растут потребности по перераспределению этих средств.
Естественно, вузы не хотят лишаться самостоятельности, статуса и доходов, и активно протестуют против этого. С другой стороны, крупные вузы не прочь расшириться за счет других, более мелких, вузов, и активно лоббируют эту идею в министерстве.
Первые ласточки этого процесса уже появились. Три екатеринбургских вузы были объединены в УрФУ - несмотря на протесты преподавателей и студентов. Объединение сопровождалось ликвидацией "лишних" факультетов, многие преподаватели были выброшены на улицу.
Аналогичная идея продвигается и в Иркутске. Есть несколько вариантов объединения: слияние БГУЭП, ИГЛУ, ВСГАО и ИГМА с ИГУ, либо слияние ВСГАО и ИГЛУ с ИрГТУ. Вполне вероятно, что в долгосрочной перспективе произойдет растаскивание "второстепенных" вузов по обоим вариантам, с тем, чобы в Иркутске остались лишь два вуза: ИГУ и ИрГТУ, либо вообще один.
Бодливой корове, конечно, бог рог не дал. Сибирский федеральный университет уже есть, Иркутск в этом смысле опять оказался в аутсайдерах. В СФУ и будут вливаться основные бюджетные средства, Иркутску же остается подбирать крохи. Вот эти крохи и пытаются сейчас поделить ректоры тех вузов, которым "светит" стать центрами объединения.
Так как добровольно на объединение ни один вуз не пойдет, идея лоббируется через министерство. Одновременно ведутся разного рода закулистые игры на местном уровне, в частности, с привлечением регионального правительства - хотя правительство к вузам имеет весьма опосредованное отношение.
Именно это и происходит с ВСГАО. Министерство затянуло решение вопроса по кандидатуре ректора до лета, надеясь на период каникул, и назначило временного человека, который должен был провести объединение ВСГАО с ИГЛУ. Коса, однако, нашла на камень - теперь непонятно, как министерство будет выкручиваться из этой ситуации. Скандал вышел на российский уровень, в нем оказались задействованы самые различные структуры, главная задача которых сейчас - постараться выйти из него с наименьшими потерями. В то же время для министра пойти назад - означает потерю лица, в том числе и перед премьером. Поэтому непонятно, что возьмет верх - здравый смысл или амбиции.