"Их" нравы на "наш" взгляд – 6: Праздники и празднички
Monday Schedule или расписание на понедельник.
Существует в учебных заведениях США одна интересная особенность, вытекающая из календарной системы. Может она и не очень существенная, как например даты официального прихода лета, осени, зимы и весны*, но, тем не менее, оказывает некоторое влияние на организацию местной жизни.
Волею, надо полагать Конгресса США, очень многие праздники выпадают на понедельники. Ну, например, День памяти Мртина Лютера Кинга младшего, День Колумба, День президента, День ветеранов и т.д., и т.п. Пожалуй, только День Независимости (4 июля), да Рождество (Кристмас, точнее) имеют конкретные даты. Ну еще что-то типа Хэллоуина, но такие праздники не выходные. С бытовой точки зрения – здорово, уикенд продлевается на понедельник, который, как известно, самый тяжелый день в неделе... и тут тоже, кстати. Хотя, надо отметить, что в коммерческих компаниях, как правило, праздничных дней очень мало. Обычно контрактом оговариваются уж совсем необходимые, как 4 июля и Christmas. Ну и, святое дело, День Благодарения, который всегда в четвертый четверг ноября.
А вот учебным заведениям – хоть вешайся. Если какой-то конкретный предмет выпадает на понедельник по расписанию, то получается, что в семестр нужного количества часов просто не набрать. А ведь зимой еще случаются в Новой Англии и снежные завалы, которые реально разгрести можно не менее, чем за сутки, и это если снег уже прекратится. Вы будете смеяться, но погода тоже предпочитает для демонстрации своих фокусов уикенды, переходящие, естественно, в понедельники. Поэтому администрация, в частности ВУЗов, периодически объявляет в середине недели Monday Schedule, чтобы компенсировать недобор часов и как-то уравнять «в правах» все предметы.
Кстати, что касается снежных завалов: в такие дни все школы и ВУЗы закрывают. Закрывают и госпредприятия, и даже многие частные компании. Можно сколько угодно смеяться над американцами с 800-метровой высоты Иркутска (над уровнем местного океана), переживающего почти каждую зиму -40 по Цельсию, но все эти предосторожности далеко не безосновательны. Дело в том, что снег тут никогда не идет при температуре значительно ниже нуля** и, попадая на дорогу, превращается тут же в великолепную смазку. Сыпать соль можно, но довольно бесполезно, пока идет снег. А если учитывать, что почти все американцы в рабочие дни «на колесах», то опасность увеличивается многократно. Разумеется, все дороги здесь рассчитаны на экстренную ситуацию, и если куда-то спешит скорая помощь, то даже на дороге с одной полосой в каждом направлении можно встать так, чтобы пропустить «мигалку». Но вот если по обочинам снег, то шансы приравниваются к нулю (тут и тротуары-то некоторые не чистят всю зиму, а даже наоборот - наваливают на них сугробы с дороги). А если на каком-нибудь хайвэе происходит авария (а они происходят, даже если вся эта автомобильная орава ползет со скоростью не более 10 км/ч), то разгрести ее не то, чтобы сложно, до нее даже добраться полиции, скорой и пожарным*** не так-то просто. То же касается и эвакуаторов. В таких ситуациях люди иногда проводят в абсолютно «стоячей» пробке по 6 часов, и власти даже организуют разнос горячего кофе и чая всем застрявшим.
Поскольку синоптики здесь работают на удивление четко, то про такие вещи известно, как правило, заранее. А для пущей убедительности во всех учебных заведениях существуют телефоны, позвонив по которым, можно узнать прямо с утра: закрыта ли твоя конкретная школа**** или детсад или нет. То же и по бегущей строке в местных новостях по телевизору.
* Вы, может быть, очень удивитесь, но в США смена времен года приурочивается к равноденствиям и солнцестояниям: весна приходит 22 марта, лето – 22 июня, осень – 22 сентября, а зима, стало быть, - 22 декабря.
** Обычно зимой температура тут не падает ниже -15.
*** Эта троица – стандартный набор в экстремальной ситуации, будь то пожар в частном доме, авария на дороге или ребенок, залезший куда не надо. Первыми, как правило, прилетают пожарные. У них даже дефибриляторы есть, и они реально могут откачать человека еще до приезда скорой.
**** Даже ВУЗы здесь в обиходе называют школами.
Выходной для мамы
Мамин день, т.е. Mother’s Day – 10-е мая. Этот день, как выяснилось, отмечается и в Австралии, и, я подозреваю, вообще во всех странах, входивших или входящих в Британский союз. А может и еще где... неважно. Важно то, что наша мама выбрала себе в качестве подарка выставку-ярмарку «Овца и шерсть» - то бишь «Sheep and wool» - фестиваль, если быть точным. Вообще-то, похожие фестивали проводятся несколько раз в год в разных местах и штатах, но так совпало, что в эти выходные был именно этот 33-ий Нью-Хэмпширский, а это всего в часе езды*.
Выехали, хоть и не очень рано, но и не так поздно, чтобы проголодаться и устать, не успев толком ничего посмотреть. Дети даже и поспали немного в пути. Парковка – условно-бесплатная прямо не поле (входной билет $5 для взрослого, дети до 12 лет - свободно). Два пожилых местных жителя в оранжевых жилетках разгоняют флажками и строят автомобили в относительно ровные ряды. Народу, как ни странно, довольно много, и он все прибывает. Ветрено, но солнечно...
Фестиваль проходит на старой ферме (хотя... что такое ферма молодая?). Старой не с точки зрения обветшалости – все постройки на ферме или новые, или весьма ухоженные – а с точки зрения истории и, в частности, содержимого местного музея, к которому я еще вернусь. Мама же сразу растворилась в первом же попавшемся деревянном ангаре, с распахнутыми воротами, зазывно увешанными мотками яркой разноцветной пряжи. Ну что ж, - поехали, осмотримся.
Ангары-павильоны манят разноцветными изделиями вязального искусства, валяния (в основном игрушками и шляпами) и прочими изделиями народного творчества: плетения, резьбы и т.д. До валяния обуви американцы, видимо, еще не скоро дойдут (...эх, не подшиты, стареньки!..), климат-то теплеет, если верить экологам. Пространство между ангарами (все-таки они больше подходят под гаражи крупной сельскохозяйственной техники, коими, видимо, и были изначально) заполнено тентами торговцев либо не успевших приобрести место под крышей, либо сэкономивших на «крышевании», ну и, как водится, передвижными пунктами общественного питания – куда ж без них?
Но самое интересное начинается чуть правее. Там стоят стационарные загоны для овец. Большая часть из них занята теми же торговцами, но уже более близкими «к сохе»... т.е. к отаре, нежели цивилизованные обитатели ангаров. Если под крышей можно встретить бабушек, мирно прядущих шерсть с помощью педального устройства, и то даже и обыкновенного веретена (первый раз увидел, как это делается! Раньше думал, что веретено только и нужно, чтобы вводить наркоз подкожно...), то в загонах разыгрывается некоторое шоу со стрижкой овец. Несчастное животное привязано за голову к стальной колодке и иногда издает характерное блеяние, впрочем, весьма пассивное, одно слово – овца. Девушка ловко состригает шерсть, комментируя при этом процедуру. Состригает мелко, явно не в утилитарных целях, а исключительно для демонстрации процесса. Местами в загонах лежат семейства, вроде мамаши-овцы с ягненком. Впрочем, как только видят наши любопытствующие физиономии, они тут же вскакивают с места и вжимаются в дальний угол загона.
Тут продают как непряженную шерсть мешками (и уже крашенную, и еще "натуральную"), так и готовые изделия, но без причуд: коврики, пончо...
Отдельное место выделено под альпаков (alpaca). Если взглянуть ушастому в «лицо», то полное ощущение, что это родственник ламы... сейчас слажу в интернет... – ну точно! И проживает это создание где-то в районе Перу и Чили и больше нигде в мире. Мохнатое – выглядит вполне солидно, а вот остриженное – просто душераздирающее зрелище: шейка тонкая и длинная – чуть не жирафья в пропорции. И сразу видны огромные глаза на довольно крупной по сравнению с шеей голове – ну, невозможно в них смотреть... И этих стригут... и тоже с комментариями... Ладно, пойдем в другую сторону.
Тут «читают» какую-то лекцию о барашках. И даже двоих ягнят держат на поводках, прямо как собачонок. А они - такие любопытные... и сразу лезут к детям облизываться. Сверстников признали! А потом, как и мы, станут... гм... членами в... э-э-э... обществе, то есть бэ-э-э-э... А взрослую овцу, в типовой колодке, используют как наглядное пособие. Сразу вспоминается «Полосатый рейс»...
Пошли дальше. О! Тут построен временный вольер из мягкой пластиковой сетки, а внутри - имитация пастбища. Два пастуха-шоумэна показывают, как работают пастушьи собаки (породы border collie). Собственно, они свое название и отрабатывают, функционируя в качестве динамического забора, выражаясь псевдо-инженерным языком. Но «забор» довольно умный. Например, они по команде могут выгнать стадо (три козы и пять овец для имитации оного) из загона, загнать его туда, собрать разбежавшихся животных в нужное пастуху место, остановить их и, что меня просто убило, – отделить по команде коз от овец. При этом старший пастух рассказывал разные любопытные вещи, например, что собака интерпретирует не только команды, но и позы человека и даже положение посоха в его руке. При этом два пастуха «руководили» шестью собаками одновременно.
Потом пастухи показывали разные приемчики, как, например, поймать посохом за шею и обездвижить животное. С козой проще – ее можно схватить рукой за рог, а вот с овцой – это трюк. Он ее садит, извините, даже не на пятую точку, а практически ногами кверху и зажимает между своих колен. В этой позе овца ничего не может сделать, даже дернуться. При этом обе руки пастуха свободны.
Однако неплохо бы и перекусить. Все бы ничего, даже стандартные американские хот-доги, но ветер!... Он придает процессу питания уж больно акробатический оттенок, если учесть, что питается еще и пара малолеток, которым что мытые руки и стол со скатерочками, что не совсем в санитарном смысле чистая ферма.... О! к слову: овцы было, козы были, а вот чушек не было. Даже если и учесть, что они не «в теме», то гриппозные не только для людей времена, видимо, заставляют фермеров перестраховаться. Зато вот собаки были не только со стадом, но еще и отдельно. На ферме есть вполне приличный стадион или даже ипподром, где и происходила собачья выставка.
Чуть поодаль от "догодрома" раскрыли свои трейлеры поставщики шерсти из других штатов. Весьма иногда колоритные граждане, надо отметить. Чего стоит хотя бы мужичок в шотландской юбке, вязанном из толстой нити свитере и в том же стиле и колоре связанными гольфами – улет!
В павильоне с огромной рекламой компании - производителя молокопродуктов особенно оживленно. Там даже клетки стоят с ангорскими кроликами. Да-да! Именно кроликами, не кошками. Изрядно же лохматые создания! А по флегматичности – кролики себе да и кролики. Тут уж надо за детьми следить во все глаза!.. Кроликов в обиду не дал, но сын тут же приволок откуда-то три свалянных из оранжевой шерсти, морковкоподобных Санта-Клауса. Господи! Минуты две бегал, пытаясь понять, откуда он их стащил. Потом догадался взглянуть на мир с его уровня, и когда уже почти готов был громко спрашивать окружающих, чьи же это Санта-Морко, увидел наконец одного, которого малец стащить не успел. При этом продавцы, сбившиеся в группку невдалеке от своих лавок, не отреагировали ни на пропажу, ни на появление товара. Настолько увлекательно фестивально-ярмарочное общение, что хоть слона выноси. Кстати, и вязанные, и валяные слоны там были – большие и симпатичные.
Ну, все – двигаемся к выходу. Вот, тут и музей. Собственно, такой же гараж (а может коровник?), только побольше. Вдоль стен – разные экспонаты, от древних колесных тракторов, до детской коляски, сплетенной из ивы, но на колесах вполне себе металлических. Какие-то портреты и вырезки из газет с заметками про бывших хозяев фермы, сельхозорудия и макеты животных, вплоть до коровы в натуральную величину (ну точно – коровник!). Прялки, сеялки-веялки - какой-то неуловимый дух того времени, хотя и изрядно отредактированный для облегченного восприятия современным горожанином. Занятно...
Ну и напоследок. Уже почти на выходе с фермы, в маленьком загончике, девушка показывает, как одна собака может пасти стадо уток по ее команде. Утки носятся по двору, как те еще овцы, чуть не налезая друг на друга. Собаке их гонять просто. Она их держит все время аккурат посередине между собой и хозяйкой, куда бы те ни шарахнулись в стадном порыве.
Ох... что-то утомились немного, да и народ начинает разъезжаться тоже... пожалуй, я тоже про этот праздник уже закончу.
* поскольку мы живем на границе штата, то очень часто ближе ездить по разным надобностям в соседний, чем, скажем, в противоположный конец своего.