Путешествие в мир иной
Наркотики в Иркутске можно купить совершенно открыто. И для этого не нужно даже втираться в доверие к наркоторговцам. Нужно просто прийти в условленное место, сесть в машину - и через десять-двадцать минут доза героина будет лежать у вас в кармане. В этом убедилась журналистка нашей газеты Анна КАЛАБИНА, проведя три дня на «пятаке» в районе центрального рынка.
Маршрут в «рай»
Целью моего эксперимента было узнать, насколько легко можно купить наркотики в Иркутске. Для этого я попросила свою «подсевшую» на героин знакомую ввести меня в наркоманскую среду. Денег у меня было на две дозы и от Наташи, как от бывалой, требовалось лишь одно - свести меня с нужными людьми.
Достать наркотик оказалось проще, чем я думала. Нужно только сесть в такси и отдать деньги на проезд и за дозу наркотика - ее, для страждущих, покупает таксист, а заьем отдает тебе прямо в машине. Такси стоят тут же, рядом с остановкой пригородных автобусов, и ждут, пока скрученные ломкой пассажиры не займут места. После этого смертоносные машины едут до «точки», где торгуют наркотиками. За проезд таксисты-посредники берут 40-50 рублей. Кроме того, по существующему договору с хозяевами наркоточек, водитель получает долю с каждых десяти проданных «чеков». «Чек» - маленький бумажный или скрученный из фольги сверток с героином - конечная и беззаветная цель поездки. Обычно в чеке содержится 0,09 - 0,13 грамма героина - средняя доза для одной инъекции. Стоимость «чека» 100 рублей. Учитывая то, что таксист делает за день 5-6 рейсов до точки, нетрудно посчитать, сколько он зарабатывает в день на наркоманах.
У наркоманов нет друзей
За наркотики здесь готовы отдать все. Краденые вещи, собственные сбережения, свое тело. На «пятаке» какой-то парень предлагал мне за чек героина свои сексуальные услуги. Всего за сто рублей я могла бы прибрести неограниченный список венерических заболеваний, которыми болеют практически все наркоманы, туберкулЈз или, если хотите, ВИЧ.
О наркотиках здесь говорят в полный голос, совершенно не таясь. Однако доверия между собратьями по наркоте нет. Наркоманы вообще никому не доверяют, потому что знают на собственном опыте: когда дело касается героина, забываются все моральные устои. Те, у кого, как у меня, денег хватало только на наркотики, пользуются услугами «курьеров». Стоит это половину «чека» плюс вероятность не дождаться ни гонца, ни денег. Наташа подвела ко мне потенциального курьера. Денис жевал яблоко. Жевал так, как будто это первое и последнее яблоко в его жизни. Распознав во мне новичка и полное отсутствие опыта по части закупа, Денис взял деньги, скрылся в поисках машины - и больше не вернулся.
На следующий день Наташа подвела ко мне девушку, которая согласилась помочь приобрести «чек» героина. «Ломает, пацаны, надо, пожалуйста, привезите гекс!» - приставали мы с моей новой знакомой настей, ко всем встречным наркоманам.
Курьеры либо не соглашались, либо не внушали нам доверия. Поняв, что деньги мои, одна из наркоманок предложила съездить до точки с ней вдвоем. Я отказалась: «Нет, Настюха моя подруга, я не могу еЈ кинуть!» Та прищурилась, сплюнула, и резюмировала: "У наркоманов нет друзей".
В конце концов, появился Андрей. Андрей дал добро. Встречу назначили во дворе одного из недалеко стоящих домов. Несколько минут ожидания, и я увидела на горизонте знакомую машину. Андрей и его приятель подошли к нам, отдали героин. Дрожащими от волнения руками я отсыпала порошок им в шприц и неумело попыталась свернуть чек. Ответила отказом на предложение "ширнуться" вместе. Наркоманы растворились в одном из дворов частного сектора.
Волшебное окошечко
Чтобы воочию увидеть процесс «закупа», на следующий день я решила съездить до точки сама. На «месте встречи», я села в «Волгу», отдала деньги. Ехали молча, только изредка кто-нибудь сморкался или вытирал слезящиеся глаза - предвестники ломки. За десять минут мы добрались до предместья Радищево и остановились у шикарного деревянного коттеджа, который резко выделялся на фоне серо-чЈрных ветхих домов частного сектора. По данным ОБНОН, хозяева этого дома не раз привлекались к уголовной ответственности.
Возле дома стояло ещЈ несколько машин с пассажирами. Водители по одному подходили к кирпичному гаражу с чЈрной железной дверью и клали деньги в маленькое выдвижное окошечко. Окошечко захлопывалось и вскоре вновь открывалось уже с героином. Как в кассе! Минута - и водитель уже раздает наркотик пассажирам. Попутчики просят высадить их на разных местах по дороге, выхожу и я.
Я стояла на улице и ловила себя на мысли, что не чувствую никакого страха перед законом от того, что у меня в кармане лежит незаконно приобретенная доза героина. Я вспоминала своих недавних попутчиков: сколько еще таких «бесстрашных» стоит сейчас на разных улицах города, сжимая в руке билет в иллюзорный рай...
Dura lex, sed lex (закон суров, но это закон)
«Общество напрасно думает, что милиция бездействует - подытоживает наш краткий разговор заместитель начальника Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Василий Алексеев. - Мы работаем, однако наша работа затруднена российским законодательством. Вот так - не больше не меньше.
Задерживать наркомана только за то, что он наркоман, милиция не имеет права». Даже если сотрудник милиции точно знает, что наркоман хранит при себе наркотические вещества, согласно Административному кодексу РФ, он должен предложить их добровольно сдать. И наркоманы, Как правило, сдают наркотики и таким образом избегают ответственности. Таксистов милиция задерживать тоже не вправе, так как получается, что они только перевозят наркоманов. По словам Василия Алексеева, продавцы практически всех иркутских «точек» привлекались к уголовной ответственности. Но после выхода на свободу, наркодилеры продолжают заниматься своим бизнесом. Согласно данным УВД, лишь треть задержанных на точках оказываются за решЈткой. Две трети получают свои сроки «условно».
«Посадить наркоторговца в тюрьму очень сложно, говорит заместитель прокурора Куйбышевского района города Иркутска Алла Александрова. - Для этого необходимо доказать, что он действительно сбывал наркотик, то есть буквально поймать за руку в присутствии двух понятых». Если же этого не доказали, то может применяется мера наказания до трЈх лет согласно части первой статьи 228 УК РФ - незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере.
Однако по сложившейся судебной практике, организаторы наркобизнеса редко попадают на скамью подсудимых. «Недоказанные» наркоторговцы получают свои сроки, чаще всего, условно.
Получается, что с наркотиками борются условно, наркобизнес не встречает должного отпора со стороны правоохранительных органов: ни закон, ни милиция не совершенны против этого зла. Поэтому шприцы в подъездах, пустые глаза молодЈжи, разорЈнные карманы родителей по-прежнему останутся неизбежной реальностью.