Работники ума и топора
Самые перспективные и самые невостребованные профессии в кризис.
У опытного менеджера по продажам, равно как и каменщика или арматурщика, больше всего шансов найти работу в кризис, считают иркутские кадровики. Такие соискатели могут рассчитывать на свободные вакансии даже с учётом того, что число безработных в городе выросло с прошлого года больше чем вдвое. Тренд далёк от федерального, где среди самых перспективных названы текстильщики и металлурги. Последние вообще не пользуются спросом у иркутских работодателей. В «аутсайдерах» оказались также офис-менеджеры, строители и сами рекрутёры.
В российском рейтинге отраслей, составленном агентством «РБК. Рейтинг» совместно с проектом «Улов-Умов», наиболее перспективных для поиска работы в кризис, оказались текстильное и обувное производство, машиностроение, металлообработка и ресторанный бизнес. Ещё несколько позиций занимают медицина и фармацевтика, а также «красота и фитнес». «В производстве и медицине нет стремительного роста соискателей, потому что круг этих специалистов ограничен, – поясняют исследователи. – А увеличение предложения в ресторанном бизнесе отличается высокой текучкой кадров, поэтому там всегда есть открытые позиции».
Иркутский топ самых востребованных отраслей отличается от общероссийского, признают рекрутёры. Список открывает сфера продаж. По оценке директора кадрового агентства (КА) «Профессионал» Марины Рожанской, почти половина заявок приходится на эту область. В работе агентств остаются вакансии менеджеров продаж и торговых представителей, подтверждает специалист КА «Левобережье» Марина Кабанцева. По словам специалиста КА «Находка» Ирины Драчёвой, в цене менеджеры активных продаж, которые ездят и работают с покупателями лично, а не по телефону. Причём больше всего шансов найти работу с товарами быстрой оборачиваемости, к примеру продуктами питания, отметила директор филиала кадрового холдинга «Анкор» Наталья Зарубина. А вот с алкоголем и табаком сложнее: от торговых представителей этих компаний поступает больше резюме, добавляет Ирина Драчёва. Вполне вероятно сейчас найти если не основное место работы, то источники дополнительного заработка – ремонт компьютеров, переводы текстов.
По остальным позициям в списке мнения рекрутёров расходятся. Одни причисляют к лидерам экономистов и бухгалтеров, другие – фармацевтов. Строчкой ниже сфера информационных технологий и маркетинг. «Маркетологов начали нанимать строительные фирмы, а на этой неделе у нас появилась вакансия финансового аналитика, – отметила Марина Рожанская. – Очевидно, компании делают ставку на антикризисное управление». Кроме того, у работодателей не пропадает интерес к домашнему персоналу, в основном к няням, гувернанткам и домработницам. По наблюдениям рекрутёров, в кадрах по-прежнему нуждается ресторанный бизнес. Но, по словам Рожанской, как правило, это административный персонал и повара, специализирующиеся на национальных кухнях.
Альтернативный перечень перспективных вакансий от Иркутского центра занятости (ЦЗН) выглядит более пролетарским. Несмотря на стремительное падение в строительной отрасли, в городе, как и раньше, острый дефицит каменщиков, бетонщиков и плотников. За них готовы побороться сразу несколько работодателей, на одного соискателя приходится по 2,5-3,3 тысячи предложений. В цене профессии с названиями в лучших советских традициях – облицовщик-плиточник, облицовщик-мозаичник, арматурщик и электрогазосварщик.
Провальными для поиска работы в кризис в стране признаны банковская сфера, инвестиции и лизинг. Спрос в данном сегменте в 13 раз превышает количество вакансий. В эту же группу попали финансисты, административный персонал, высший менеджмент, издательства и СМИ. Здесь разница между количеством резюме и вакансиями составляет 6–9 раз. Замыкают топ HR-службы. Иркутские менеджеры по персоналу тоже в глубоком минусе, согласна Наталья Зарубина. В сфере HR резюме в три-четыре раза больше, чем вакансий. Список наиболее проблемных отраслей в регионе пополнила промышленность, в частности металлургия и строительство, откуда ушли и прорабы с рабочими, и управленцы. Здесь на время заморозили набор специалистов, отметила Зарубина. В их компании оказались страховщики и офис-менеджеры. Последним теперь приходится иногда выдерживать конкурс в 150 человек на место. По версии ЦЗН, топ проблемных профессий открывают продавцы – их вдвое больше, чем заявок. Водители, инженеры, уборщики и повара тоже в списке, так как по этим позициям наибольшее число соискателей, при этом предложение здесь всё равно выше спроса: вакансий поваров – в 14 раз, уборщиков – в два раза, инженеров – в полтора.
Впрочем, составлять топы на основе пропорции соискатели/вакансии можно только условно, признают эксперты. К примеру, заявки на юристов, бухгалтеров, экономистов и других высококвалифицированных специалистов совсем исчезли из ЦЗН. Предложение равно нулю. Хотя эти специалисты составляют большинство соискателей. По разным оценкам кадровых агентств, предложение вакансий практически по всем направлениям уже упало в этом году в 3–7 раз. Вместо 50–60 вакансий в работе теперь максимум по 8–10, сообщила Ирина Драчёва. «Многие рекрутинговые конторы просто позакрывались, остальные имеют по 2-3 реальных заказчика», – рассказали в агентстве «Лина плюс». Между тем в ближайшее время не ожидается ни резкого сокращения числа вакансий, ни притока безработных. По мнению экспертов, сейчас работодатели переключились на кадровые изменения внутри предприятий, поэтому рынок некоторое время продержится на нынешних позициях.