Влюбленный кенгуру приехал в Иркутск
Цирковой сезон 2009 года в столице Восточной Сибири открылся программой «Морские звезды».
— Наших животных очень сложно содержать, — говорит Борис Майхровский, дрессировщик морских львов и директор цирковой программы. — Например, морским львам нужна соленая вода. Летом нашему цирку проблематично переезжать с места на место — животные должны быть в холоде. Поэтому, когда тепло, перевозим их в специальных ваннах-термосах (зимой можно просто в клетках). Но страшно, если что-то сломается при транспортировке — животные от этого могут заболеть и даже погибнуть. Поэтому летом мы не гастролируем. А вот зима — наше самое любимое время года.
Отец семейства
Из приезжих циркачей самый умудренный опытом — Евгений Майхровский, народный артист России, он же клоун Май. Недавно Евгений Бернардович справил свое 70-летие. С цирком связаны судьбы всех членов его семьи. С каждым разом в Иркутск артисты приезжают все большим и большим составом — сначала жена Наталья, потом дети, внуки. Теперь родственниками являются 13 человек (из 40 работников цирка).
— Я с тоской вспоминаю прежнее время, — признается Евгений Бернардович. — Наша страна тогда славилась тремя вещами — Большим театром, хоккеем и цирком. На мои представления ходили члены правительства. В советское время было так заведено — все любили цирк. Сейчас чиновники к нам не ходят. А это накладывает определенный отпечаток. Теперь артисты больше думают о деньгах, о том, сколько они получат за выступление. Хотят за пустяк заработать много. А потому в программе участвует меньше людей, трюки становятся несложными. Уже не до высших материй. Качество выступлений очень сильно страдает. Особенно это видно по моему любимому жанру, по клоунаде. Сейчас хороший клоун большая редкость.
— Вот, например, когда я учился в цирковом училище, приходил туда в шесть утра, на факультативные занятия (по гибкости, координации, силе), — вспоминает Евгений Бернардович. — А в семь уже начиналась прыжковая акробатика. И уходил я порой даже в два часа ночи, потому что учился сразу по двум направлениям — клоунада и акробатика. Сейчас уже никто не может себе представить такой режим учебы. Причем в то время многие работники цирка получали еще и высшее образование (я окончил театральный институт). Сейчас это тоже нечасто встречается.
Евгений Бернардович и не предполагал, что у него будет настоящая цирковая династия.
— Мы с женой хотели, чтобы сын стал дипломатом (Борис окончил французскую спецшколу), — признается Евгений Бернардович. — Для этого он поступил в лингвистический институт. Но только начал учиться — и тут же передумал. «Папа, я с тобой!» — сказал Боря и вернулся в цирк.
Любовный треугольник
Звезды цирковой программы — это, безусловно, морские львы. Большие животные удивляют своей эмоциональностью, активностью и артистичностью.
— По моим наблюдениям, это самые умные животные в цирке, — уверяет внучка патриарха цирковой арены Наталья Майхровская. — Но работают только за рыбу; и если ничего не дашь, то дальше представления не будет. Дрессировка проходит так: если морской лев что-то старается сделать, но это пока не выходит, то он получает путассу, или минтай (эту рыбу они не очень любят). Когда все правильно — селедку. А уж если пошло творчество, животное старается, то его награждают куском его любимой красной рыбы.
Один из самых забавных номеров — бой кенгуру. Самец рыжего исполинского кенгуру Бернард, или, ласково, Беня, уже достиг пяти лет, но до сих пор боится выступать и неуверенно бьет своего противника.
— Обычно кенгуру берут подращенными, полуторагодовалыми, — рассказывает дрессировщик Елена Майхровская. — Но нам достался совсем маленький. Ему, наверное, было всего полгодика. Однако кенгуру очень пугливое животное, потому его сложно дрессировать, несмотря на внушительный стаж жизни в цирке. Беня боится людей, боится резких движений. Мы как-то выступали в одном городе. Посреди выступления из проема резко, театрально вышел директор цирка во всем белом. Беня так испугался, что устремился за кулисы; не помогал даже поводок. Он не смог выходить на арену целых два месяца, даже в другом цирке. Потом я провела его по всему зданию, показала, что никакой «белой опасности» здесь нет.
Для самца кенгуру драться — это естественный инстинкт. Потому на обучение ушло всего несколько месяцев.
— Беня дерется с моим мужем Владимиром. Наверное, кенгуру думает, что я его самка, и борется за меня, — смеется Елена. — Конечно, здесь не настоящая драка — муж уже научился вовремя уклоняться от удара. Но это получается не всегда. Кенгуру — сильное, быстрое животное.
Непослушная дочь
Наташа Майхровская впитала цирковую жизнь, что называется, с молоком матери. Первый раз на манеж вышла в три года, была малышкой-клоунессой, помогала дедушке на выступлениях.
— Мои родители занимаются морскими животными, а потому и я тоже стала дрессировать морских львов, пингвинов, — рассказывает Наташа Майхровская. — Но потом решила пойти наперекор родителям и заняться лошадьми. У нас каждое поколение привносит что-то новое. Прадедушка был акробатом; дедушка, Евгений Бернардович, решил стать клоуном. Папа с мамой занялись дрессировкой морских животных. Причем дедушка был против этого — новые животные, да еще такие сложные в содержании. Я тоже, в свою очередь, не послушалась, занявшись лошадьми, но и не отреклась от увлечения родителей. Поэтому теперь дрессирую и морских животных, и пеликанов, и пингвинов, и лошадей.
— Самое главное — быть терпеливым. В дрессировщике это самая важная черта характера, — уверяет Наташа. — Вот, например, пингвин очень нервное, склонное к стрессу животное. Если с ними быть неосторожными, напугать их, то в дрессировке ты отодвинешься на три шага назад. И придется снова завоевывать доверие. Дрессировщик должен знать повадки животного и на их основе ставить трюки. Например, пингвины стремятся быть в стае. В одиночестве они чувствуют себя неуютно. Поэтому у нас есть такие трюки — пингвины бегут паровозиком, друг за другом. Или птица должна пройти полосу препятствий и в конце присоединиться к стае.
Оказывается, у пингвинов почти нет иммунитета — места их обитания из-за сильных холодов практически стерильные. К хлипким птицам относятся с повышенным вниманием — кормят витаминами, тщательно следят за здоровьем.
— Среди дрессировщиков есть люди, которые увидят животное и тут же говорят: «Хочу с ним выступать», — рассказывает Наталья. — Такие стремительные решения приводят к болезням животных и даже к гибели. Сначала нужно узнать, что это за животное, привыкнуть к нему (чтобы и оно привыкло к дрессировщику). Поэтому, например, я сначала ухаживала за лошадьми, убирала за ними. И только потом почувствовала, что готова их дрессировать. А перед тем как взять пингвинов, мы долгое время консультировались с орнитологами, проводили время в зоопарках.
Помимо цирка Наташа учится в Москве на заочном отделении, получает экономическую специальность. «Бываю дома только два раза в год — когда наступает сессия», — рассказывает Наташа.