Дикая охота за ядом
Биологическое оружие готовим сами против себя
Зафиксированы вспышки смертельной инфекции, связанные с самодельной сезонной заготовкой мяса, рыбы, овощей.
Сперва спрошу тех, кто хоть однажды ехал в поезде дальнего следования, кто путешествовал на пароходах. Вспомните, покупали вы на перроне или на пристани копченую или соленую рыбу? А баночки грибов домашнего изготовления? А копченое мясо? Вряд ли найдется тот, кто ответит на сей вопрос отрицательно. Такие в воздухе витают ароматы, так аппетитно выглядят все эти яства, так манят невысокие цены, что невозможно отказать себе в удовольствии. И никак не хочется думать о том, что иногда такое чревоугодничество заканчивается тяжелейшим недугом, а то и к смерти приводит. А все потому, что эти дары природы, заготовленные без соблюдения элементарных санитарно-гигиенических правил, таят в себе ботулизм.
Наша справка.
Ботулизм - острое тяжелое пищевое отравление. Инфекция поражает центральную и вегетативную нервную системы. Возбудители недуга - их семь типов - широко распространены в природе. Все смертельно опасны. Ботулизм входит в список агентов бактериологического оружия.
Агент этот пострашнее сибирской язвы. Селится он в почве, организмах диких и домашних животных, птиц, рыб, моллюсков, в человеке. До поры до времени сей агент дремлет. Для его активизации необходимы анаэробные, то есть бескислородные условия. Их-то человек и создает своими руками, прежде всего при консервировании продуктов. Не специально, конечно. А, повторюсь, из-за своей санитарно-гигиенической неграмотности, из-за того, что не соблюдаются элементарные правила заготовки продуктов.
Как распознать злой недуг? Появляется общая слабость, головная боль, тошнота, понос, рвота, сухость во рту, ухудшается зрение. Вполне возможны парезы лица, языка, мягкого неба. А температура остается нормальной. Более того, нередко при полном сознании наступает смерть от удушья.
Достаточно напугали вас? Не станете покупать и есть консервы домашнего приготовления? Откажетесь от копченой или соленой рыбы, что продают на перроне или пристани? Вряд ли! Так уж мы устроены, или, выражаясь современным языком, такой у россиян менталитет: пока гром не грянул, пока беда не коснулась лично вас...
Начиная с 1999 года более чем тревожная ситуация по ботулизму в Бурятии. В 1999 году там 189 человек подхватили заразу. 20 человек спасти не удалось. В 2001 году заболели 158 человек, погибли 13. А за девять месяцев нынешнего года уже умерли 8 человек, в том числе трое детей.
Основной поставщик инфекции - употребление байкальского омуля, добытого нелегальным путем, приготовленного в условиях, не соответствующих элементарным требованиям, без полученных на то разрешений и реализованного в местах несанкционированной торговли. Все это не от хорошей жизни, а оттого, что у многих жителей республики нет работы, а значит, и нет возможности нормально питаться. Справедливости ради надо обязательно заметить: в той же Бурятии за тот же период не было ни одного случая заболевания, связанного с употреблением омуля, приготовленного на рыбоперерабатывающих комбинатах.
Санэпиднадзор республики расследует каждый случай вспышки инфекции, проводит рейды. Только в Улан-Удэ только в этом году изъято почти две тонны опасной продукции. А в Кабанском районе 5,2 тонны.
Президент Бурятии Леонид Потапов очень обеспокоен ситуацией с ботулизмом в республике. Утвержден план борьбы с опасной инфекцией. В Бурятию вылетали специалисты НИИ питания РАМН, беседовали с населением. В магазинах, на рынках немало плакатов, предупреждающих об опасности ботулизма.
Но несмотря на все это, дельта реки Селенги во время нереста неизменно остается центром притяжения. Вот как комментирует ситуацию в Бурятии Главный государственный санитарный врач РФ, эксперт "Российской газеты" Геннадий Онищенко:
- Некоторые руководители администрации районов, - говорит Геннадий Григорьевич, - практически не заботятся о создании легальных, цивилизованных условий для малого бизнеса, не думают о том, чтобы опасная продукция исчезла из употребления. По-прежнему вдоль Иркутской трассы в Кабанском районе вовсю идет несанкционированная торговля копченым и соленым омулем. Первый заместитель председателя правительства Бурятии Владимир Гейдебрехт не владеет ситуацией. Компенсируя свою как руководителя бездеятельность в этом вопросе, он пытается обвинить во всем санитарную службу республики. При подобном подходе к борьбе с биологической атакой на население Бурятии ждать положительных перемен не приходится. Это тот самый случай, когда нужно именно административную власть употребить.
Дело осложняется еще и тем, что существует принятый Государственной Думой закон об ограничении вмешательства контролирующих органов в деятельность малого бизнеса. В целом закон нужный и важный. Только его следует воспринимать как улицу с двусторонним движением. А то ведь как получилось: контролирующие органы убрали, иные механизмы ответственности не создали и тем самым сделали отрасль весьма уязвимой для всяческой безответственности. И получилось, что мы с вами абсолютно не ограждены, никак не застрахованы от опасных инфекций.
...Почем нынче соленый омуль на Иркутской трассе? Ах какой аромат на привокзальном перроне! Проявите благоразумие: не исключено, что в том омуле агент биологического терроризма.