Кто защитит гастарбайтера?
Россия в настоящее время вряд ли способна отказаться от услуг иностранных мигрантов.
Они берутся за самую чёрную и тяжёлую работу, приходят в те отрасли, куда наших россиян и калачом не заманишь. И чего греха таить, живётся им несладко. Понятно, что не на курорт приехали — деньги люди зарабатывают. Однако значит ли это, что работодатель имеет право экономить на безопасности труда гастарбайтеров?
На днях на одной из строительных площадок Иркутска произошло ЧП: обрушился бетононасос, стоявший на краю котлована. В результате пострадали семь строителей. Все они являются гражданами КНР. Пятеро получили травмы средней тяжести, двое — тяжёлой. Предполагаемая причина происшествия — несоблюдение мер по охране труда и техники безопасности при проведении работ.
К слову, официальная статистика говорит: иностранные мигранты редко попадают в подобные истории. В прошлом году в Иркутской области погиб лишь один гастарбайтер, в этом — слава богу — ни одного. Однако в том, что статистика отражает истинное положение дел, сомневаются даже те, кто призван контролировать ситуацию по охране труда. «Бывают случаи, когда работодатель скрывает, что у него на производстве произошло ЧП с участием гастарбайтера», — признаёт Василий Чупров, заместитель руководителя государственной инспекции труда в Иркутской области.
Как сообщили в Иркутском областном совете профсоюзов, как на отечественных работников, так и на иностранцев распространяется российское трудовое законодательство. Поэтому все моменты относительно охраны труда, оплаты и так далее должны быть зафиксированы в трудовом договоре, который заключается между работодателем и работником. И именно в том случае, если есть такой договор, работник может претендовать на что-то — к примеру, на компенсацию в случае производственной травмы. «Вообще же это очень сложный вопрос, которым только-только начали заниматься», — отмечает лидер иркутских профсоюзов Александр Оболкин.
По словам главного специалиста отдела социально-трудовых отношений и соцгарантий Иркутского областного профобъединения Владимира Соломина, все вопросы по привлечению и использованию труда иностранных мигрантов регулируются федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и постановлением правительства от 22 декабря 2006 года «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формировании их квот на осуществление иностранными гражданами работ на территории РФ». Как известно, согласно этим документам составляется квота — сколько иностранцев требуется привлечь на работу в Россию. Иркутская область на протяжении нескольких лет имела квоту в 4,5 тысячи гастарбайтеров. Реально в регионе гораздо больше трудовых мигрантов, поскольку по квоте въезжают только граждане дальнего зарубежья, а таджики, молдаване, украинцы и другие «братья по соцлагерю» имеют безвизовый режим въезда — выходцам из ближнего зарубежья специальное разрешение на работу не требуется. Поскольку армия мигрантов в регионе большая, и производства, где они заняты, повышенно травмоопасны (строительство, лесная и деревообрабатывающая отрасль), вопросов по соблюдению охраны их труда много (хотя сами мигранты их не поднимают — не дай бог работы лишиться). К сожалению, в случае нарушения прав гастарбайтеры не могут воспользоваться помощью профсоюзов, поскольку не являются членами наших профсоюзных организаций. Однако есть прецеденты, когда проблема эта решалась успешно: так, в Приморском крае появились первичные организации профсоюзов иностранных рабочих, и теперь они имеют дополнительный рычаг для защиты. В Иркутской области пока такого нет. Так что единственная надежда — на добросовестность российского работодателя и жёсткую позицию контролирующих инстанций (в первую очередь — государственной инспекции труда).
Между тем, нынешняя ситуация не вселяет оптимизма. Так, по информации специалистов государственной инспекции труда в Иркутской области, условия труда мигрантов прежде всего нарушаются в части продолжительности рабочего дня. «Правда, мы стараемся, чтобы средствами спецзащиты одинаково были обеспечены как отечественные, так и иностранные рабочие, — говорит Василий Чупров. — Вообще же нарушения правил и норм охраны труда гастарбайтеров те же, что и в отношении россиян. Кстати, за 6 месяцев этого года наши инспектора провели 1816 проверок условий охраны труда, в результате привлекли к административной ответственности 564 должностных лица. Общая сумма наложенных штрафов — 1,5 млн рублей».