Чистые Ключи: что дальше?
Вот уже несколько лет городок живет фактически без власти.
Маленький поселок, покинутый военными в августе 2012 года, больше не пустеет. Напротив, в Чистые Ключи едут жители Шелехова и даже Иркутска — стоимость аренды квартиры здесь невысока, воздух чистый, средняя школа имеется. Не имеется здесь только одного — власти. Жители поселка, болеющие за родной уголок, видят в этом многочисленные опасности, которые могут разрушить их не особо комфортное, но все же мирное и устойчивое существование.
В конце лета 2012 года здешние артиллеристы двумя эшелонами ушли в Челябинскую область, в город Чебаркуль. Из Чистых Ключей, сразу ставших бесперспективным поселком, потянулись те, кто решил поискать более устроенной жизни, — ничего хорошего уход военных не сулил.
— Но к настоящему моменту те, кто хотел уехать, уже уехали, — говорит Ольга Сафронова, завуч средней школы поселка Чистые Ключи.
Какая-то часть населения, посчитавшая неперспективным оставаться, выехала. А теперь вот приезжают новые жители. В прошлом году закончило учебный год 90 учеников, а на конец 2014 года количество учащихся выросло до 120 человек — на тридцать детей школьного возраста стало больше.
— У нас жилье существенно дешевле, поэтому и едут. Несколько семей из Иркутска переехали, из Шелехова, из Читы. Кто-то приобретает жилье, а кто-то снимает.
Дешевизна жилья объясняется местными жителями главным образом отсутствием центрального горячего водоснабжения — горячую воду не подают, везде стоят бойлеры. В поселке, кстати, курсируют тревожные слухи о том, что часть квартир приватизирована незаконно.
Жители задаются вопросом: если вдруг часть вернется, то не будут ли квартиры «отбирать обратно»?
Для школы уход воинской части носит, конечно же, драматический характер. И дело не только в том, что образовательное учреждение осталось без материальной помощи, которую всегда оказывали военные. Школа при городке затачивалась под патриотическое и военное воспитание подрастающего поколения. Военные из части обучали мальчишек военному делу. В школе работал кадетский класс, куда приезжали учиться даже 25 мальчишек из Шелехова. Проходили, как положено, полевые сборы.
— Сейчас кадетский класс фактически не кадетский — ведь у нас нет ни одной специализированной штатной единицы, — отставной полковник Станислав Владимирович, заместитель по АХЧ, а попросту завхоз, теперь руководит всеми школьными кадетами.
Кадетам вручается школьный документ о прохождении военно-оборонного курса. Но это уже не то, что было.
Директор школы Николай Перуновский вздыхает вслед военным:
— Застыло все… Нам было бы хорошо, если бы военные вернулись.
Конечно, сейчас все не так устрашающе, как было сразу после ухода части, когда вдруг обнаружилась полная неготовность поселка к зимнему отопительному сезону: в кочегарке исправны были лишь 4 котла из 13. Минобороны затянуло с передачей городка, где всего лишь семь пятиэтажных домов да несколько хозяйственных объектов. Уголь из-за этого вовремя не завезли. Зима 2015 года не пугает — кучами угля, как залогом теплой зимы, можно полюбоваться из окон школы. Однако же городок «завис», застыл.
«Славянку» сменит «Звезда»
После ухода военных в буквальном смысле выползла из подвалов коммунальная проблема: из подвалов с новой силой запахло туалетным амбре, придомовые территории зарастали мусором, подъезды стояли неметеными.
К управляющей компании Минобороны под бодрым названием «Славянка» («Славянка» заменила привычный КЭЧ) у всех жителей Чистых Ключей был в течение двух лет только один вопрос: «Почему ничего не делаете, а деньги берете?»
Вопрос после ряда газетных публикаций и телевизионных передач был услышан «Славянкой» — и она кое-как начала действовать.
Для того чтобы побудить «Славянку» к жизнедеятельности, жительница поселка Вера Салий, она же депутат думы Шелеховского района, водила директора иркутского филиала на экскурсию в залитые нечистотами подвалы и даже лично обратилась в суд, требуя снять лично с нее задолженность за услуги, которые «Славянка» не оказывала, но деньги за которые исправно требовала. Решение было принято в пользу истицы. Возник прецедент. И, как говорит Вера Федоровна, со «Славянкой» установились натянутые, но все же отношения.
— Управляющая компания более или менее работать начала. Почистили часть подвалов. Заменили участок трубы.
В самом начале этого года, по информации депутата, на смену «Славянке» должна прийти другая управляющая компания, какая-то «Звезда».
Каким светом она осветит быт Чистых Ключей, пока непонятно.
…Пока жителей волновали отдельные коммунальные и прочие бытовые проблемы, обнажилась основная. Министерство обороны вроде бы желает избавиться от городка — но при этом хочет оставить активы себе. А что такое активы? Это полезная земля, полезные объекты, из которых можно извлечь выгоду, и, наконец, такой рычаг, как управляющая компания, которая собирает деньги с населения.
— Министерство обороны как-то странно передает городок: на мой депутатский запрос сообщили, что район не может взять объекты в том состоянии, в каком их передают, потому что передают чердаки да подвалы. Если квартиры остаются за Минобороны, значит, и управляющая компания будет от Минобороны. Никак отпустить нас не хотят! — рассказывает Вера Федоровна.
Стратегический объект на территории поселка — клуб. Так повелось издавна. Среди первых объектов, возведенных в военном городке, был он, офицерский клуб. Офицеры с семьями жили в бараках, но клуб уже стоял и был средоточием культурной жизни. После отбытия военных клуб завис — Министерство обороны не передало его на баланс гражданской администрации.
— Министерству обороны надо проявить политическую волю и принять решение! Клуб простаивает, хоть он и живой. Нам нельзя работать — юридически. Счет давно закрыт, мы готовим документы к ликвидации. Да и не можем мы работать — бильярд забрали, оборудование забрали. Ничего нет, одни стены... — сетует, разметая снег на подходе к клубу, бывший военный, бывший житель Подмосковья Анатолий Анатольевич.
Как надеются Андрей Иванович, директор клуба, и Анатолий Анатольевич, завхоз, клуб рано или поздно передадут местным властям.
И тогда Андрей Иванович и Анатолий Анатольевич, бывшие военные, люди хоть и в возрасте, но деятельные, развернутся. Они уже загодя запросили поддержки у культурно-досуговых организаций Шелехова.
— Надо только, чтобы статус был официальный. Устали мы от безвластия.
Пока отставные военные лелеют надежду, Вера Федоровна выражает скептическое депутатское мнение:
— Нас хотят лишить клуба. Нет его в перечне объектов на передачу.
Ситуация, по имеющимся сведениям, вырисовывается такая: землю, а с ней клуб, а с ним и еще несколько хозяйственных объектов, к примеру три неработающие скважины, медпункт, котельную, просит себе в оперативное управление военное лесничество — то есть подразделение Минобороны.
— Они хотят бизнес, наверное, себе сделать. Городок передадут, а отапливать будет Министерство обороны — так получается? Лесничество существует сейчас в четырехкомнатной квартире в доме № 7. Пользы от него городку никакой. Все ценные деревья вокруг давно вырублены.
Так зачем им нужно целое здание клуба, когда их всего девять человек? Будут в аренду сдавать? Сауну откроют?
В Чистых Ключах не очень-то верят в хозяйственные таланты военных чиновников.
Сомнительных достижений Минобороны в этой области здесь предостаточно — остов недостроенного детского сада, отсутствие уличного освещения, выведенные прямо в грунт водоотвод и труба канализации…
— Со дня строительства так красуется, с 1972 года. Земля уже не впитывает воду и нечистоты, дела никому до сих пор нет. Коллектор надо поставить. В областном бюджете вроде наметили выделить на это средства…
Пока городок находится в неудобном положении фактического безвластия, он очень уязвим. К примеру, кто-то скупил долевую собственность совхоза «Введенский», раздробил ее на участки и продает участки под коттеджное строительство. А жители теперь боятся остаться без воды.
— Потому что врезку сделала администрация Баклашинского МО. Трубу в Баклаши через городок пустили. У нас и так напор маленький, обещают поставить насосы. Но пока что насосов нет...
Зато цена участков, до которых дошла вода, заметно возросла: с 25 тысяч до 35 тысяч рублей за сотку. А вот прилегающую территорию и разрушенный забор городка строители или те, кто их нанял, не восстановили. А кому пожалуешься? Власти-то нет. За всю власть сейчас здесь мать пятерых детей и бабушка девяти внуков, неоплачиваемый депутат Вера Федоровна…
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!