Общественная палата Иркутска начала со скандала
Мертворожденное недоразумение под названием «Общественная палата» продолжает развлекать общественность.
Только что избранная Общественная палата города Иркутска начала свою деятельность с грандиозного скандала, связанного с выборами председателя.
Напомним, идею Общественной палаты родил президент Владимир Путин в 2005 году, вскоре после бесланских событий и неоправданно антиконституционного указа о назначаемости губернаторов. Как отмечают многие эксперты, вероятнее всего, Путин хотел «подсластить пилюлю» откровенного зажима демократии реверансом в сторону либеральной общественности.
Реверанс получился крайне неуклюжим. С самого начало эпопеи с Общественной палатой стало очевидно, что никаких реальных рычагов воздействия на реальность у нее нет. Общественная палата мгновенно стала еще одним инструментом воздействия на общественное мнение, эффективно используемое правящим режимом.
Тем не менее, вскоре были порождены региональные и муниципальные Общественные палаты, работающие также в «ручном» режиме. Само собой, выборы в Общественные палаты проходили и проходят по максимально упрощенной схеме: в отсутствие реальных рычагов влияния, серьезные представители общественности в нее не стремятся, и власть легко проводит в ряды общественников своих ставленников. Состав общественной палаты формируется преимущественно из числа неких «общественных организаций», которые по идее должны представлять собой широкое общественное мнение.
Наиболее гротескными являются выборы на муниципальном уровне, где мэр может просто назначить две пятых состава палаты своим распоряжением. Иркутск не стал исключением. Как откровенно заявляют сами члены Общественной палаты, принцип формирования «инструмента гражданского общества» является крайне туманным.
На первом же заседании Общественной палаты Иркутска разразился скандал. К удивлению вновь избранных членов палаты, избрание председателя, которым стал известный юрист Сергей Шишкин, прошло при жестком нарушении принципов демократии и положения самой палаты.
Вот как прокомментировала произошедшее Анна Суркова, входящая в состав палаты:
«Из 25 членов Общественной палаты присутствовал 21, за Винокурова проголосовали 7 человек, за Шишкина - 8. Мой вопрос, где еще 6 голосов, канул в лету. О возможности воздержаться от голосования никто не говорил.
В конце почему-то приплюсовали заочный голос Коренева, хотя, как я поняла, заочного голосования быть не может.»
Как отметил юрист Юрий Курин, в Положении об Общественной палате Иркутска сказано, что органы избираются простым большинством присутствовавших на голосовании. При избрании руководителя Общественной палаты нужно простое большинство, то есть 50% плюс один голос. Таким образом, от 21 члена палаты, присутствовавшего на ее первом заседании, простое большинство – это 11 человек.
Тем не менее, Сергей Шишкин был избран восемью голосами, то есть его избрание является нелегитимным.