Артем Самсонов

© Номер один

РасследованияИркутск

7210

23.08.2013, 10:54

Главный враг омуля

Омуля на Байкале становится меньше – это уже не требующий доказательств факт. И хотя ученые показывают хорошие цифры, рыбаков не обманешь. Возможно, причина разночтений в том, что один и тот же человек занимает высокий пост в разводящем омуль госпредприятии, а заодно сотнями тонн вылавливает эту рыбу.

Отличный бизнес

Предприятие ОАО «Востсибрыбцентр» на 100 процентов принадлежит государству. Главная цель – воспроизведение биологических ресурсов озера Байкал. Казалось бы, должна быть абсолютно понятная система, и люди в ней должны быть так же прозрачными. Однако нет.

Генеральный директор «Востсибрыбцентра» Сергей Красинский, с 2009 года возглавляющий предприятие, - фигура монументальная. Он, согласно уставным целям ОАО, должен воспроизводить омуль на Байкале и всячески увеличивать популяцию ценной рыбы. Однако интересы г-на Красинского гораздо шире государственных. И он, в силу своих талантов, еще и крупнейший бизнесмен по вылову того самого омуля.

На сегодня лично Сергею Красинскому принадлежит 46 процентов ООО «Рыбообъединение «Байкал», которое омуль и вылавливает. Еще 15 процентов принадлежит г-же Красинской. Получается, что одной рукой Сергей Красинский (как гендиректор «Востсибрыбцентра») заботится, не покладая всех частей тела, о популяции омуля на государственном уровне. Второй рукой он с семьей стремится увеличить вылов рыбы, ибо у него это бизнес. Причем бизнес в отличных масштабах.

На 2013 год квота на вылов омуля для «Рыбообъединения «Байкал» составляет 102 тонны баргузинского омуля. Уже выловлено 64 тонны - бизнес процветает. А еще Сергей Красинский - не только владелец омулевого бизнеса, но и активный индивидуальный предприниматель. Так ИП Красинский в 2011-13 годах согласно заключенным госконтрактам поставил в республиканскую больницу Улан-Удэ того же омуля на 3,4 миллиона рублей. Поразительно разносторонний человек.

Возглавить и развалить

Карьера Сергея Красинского началась в 2000 году, когда он возглавил кооператив «Баргузин» со 145 пайщиками баргузинцами. Затем республиканские СМИ писали нехорошие вещи про него, так, кстати, и не опровергнутые: «За неполных четыре года бесследно исчезли несколько единиц тяжелой техники, автотранспорт, прекратила свое существование звероферма, перестали работать пилорама и пекарня. Катер «Правдин», до 2001 года приносивший неплохую прибыль, разграблен и поставлен на прикол».

Однако всему есть объяснения, ведь в то же время сообщалось: «Одновременно Сергей Красинский зарегистрировал ООО «Рыбообъединение «Байкал» и взял первые кредиты в коммерческих банках под имущество КПО «Баргузин». Версия очевидная - зачем делить бизнес с сотней земляков и их семьями, когда под залог их имущества можно начать собственное дело? На сегодня бывший успешный кооператив «Баргузин» влачит жалкое существование. В нем осталось 64 пайщика под председательством того же Красинского, зато нет квот на вылов рыбы. Предприятие, по сути, не работает.

Зато с «Рыбообъединением «Байкал» г-н Красинский быстро поднялся. В 2004 году правительство Бурятии отмечало его званием «Лидер торговли». В 2009 году он уже ловит 105 тонн омуля. Видимо за эти заслуги его и назначили генеральным директором «Востсибрыбцентра». Причем, как вспоминают сейчас очевидцы, ходатайствовали за него федеральные чиновники, сидящие в местных управлениях.

Совмещая государственную должность и бизнес, Сергей Красинский убедительно показал, что ему ближе. Имея процветающее частное предприятие, в государственном «Востсибрыбцентре» в 2011 году он не сумел, например, расплатиться по налогам. При этом частное «Рыбообъединение «Байкал» показывает невероятную производительность труда. В штате предприятия значится лишь 4 человека вместе с директором. Эти героические люди в 2013 году планируют добыть аж 102 тонны омуля, по 25 тонн на каждого! Вероятно, все в путине - и сам владелец бизнеса Сергей Красинский с неводом в море, и генеральный директор, и бухгалтер. Оптимизация налогов беспримерная.

Было, да сплыло

Пока Сергей Красинский лично руками ловит омуль, дабы не платить большие налоги, про закрытость государственного «Востсибрыбцентра» при его чутком руководстве уже ходят легенды. У правительства Бурятии очень ограниченные возможности вмешиваться в деятельность ОАО, которое на 100 процентов - федеральная собственность. Ровно так же и оно не может контролировать ни генерального директора, ни совет директоров. Тем более их финансовые дела.

Например, не смогли повлиять республиканские чиновники на продажу при г-не Красинском научного судна. В протоколе Совета директоров ОАО «Востсибрыбцентр» от 15 февраля 2011 года одобряется сделка купли-продажи теплохода «Д. Норенко». Это судно занималось гидроакустической съемкой Байкала и рек, в него впадающих. Несмотря на то, что судно все-таки было продано, в финансовом отчете ОАО за тот 2011 год в «Информации о совершенных крупных сделках» никакого теплохода нет. Вероятно, или продажу судна скрыли, или его продали по низкой цене. В правительстве Бурятии неофициально называют такие цифры: при 15 миллионах рублей стоимости судна продали его за 2,5. Ходило судно с научными целями, и больше не ходит - продали судно при Красинском. Кому - непонятно, может, своей же фирме и продали.

Ровно так же в правительстве ничего не знают и о председателе совета директоров «Востсибрыбцентра» Михаиле Герасимове, 1977 года рождения. При трех чиновниках в совете директоров государственное ОАО возглавляет никому неизвестный человек. Единственное публичное упоминание о нем, что он менее года, с июня 2011 года по февраль 2012 года, проработал в мэрии Москвы. Где столица и где омуль? И кто, если не государство, контролирует стратегическое для Бурятии и Байкала предприятие?

На 2013 год «Востсибрыбцентру» разрешено выловить 125 тонн омуля для искусственного воспроизводства. «Востсибрыбцентр» – единственное предприятие, которому разрешено ловить в нерестовый период. В результате у Сергея Красинского к его коммерческому разрешению на вылов 102 тонн омуля по бизнесу добавляется еще и ловля более сотни тонн в период нереста. Неплохо рыбак устроился на двух стульях. Кому из начальников в «Востсибрыбцентре» можно верить, что они трудятся там не из-за вылова омуля в нерестовый период, а для увеличения популяции рыбы?

Тайна нерестового омуля

А кто-нибудь знает на планете, куда девается государственная нерестовая рыба? По сути, «Востсибрыбцентр» владеет государственным имуществом, в виде выловленного для целей воспроизводства омуля. Оптовая цена за килограмм омуля сейчас более ста рублей. По государственной логике, получив из этой рыбы икру, государство должно устраивать честный и прозрачный аукцион на ее продажу. Но вместо аукционов мы имеем коммерческую продажу рыбы в неизвестном направлении (скорее всего, себе же самим). Например, в 2011 году «Рыбообъединение «Байкал» семьи Красинских продало новосибирскому предпринимателю 20 тонн омуля всего за 55 рублей за килограмм. В народе такая цена называется «браконьерской», лишь бы скинуть товар. Цена зафиксирована в делах арбитражных судов, там был конфликт по оплате.

Теперь про икру. В публичных документах «Востсибрыбцентра» слово «икра» вообще нигде не упоминается как объект финансово-хозяйственной деятельности. Сколько ее было, куда ее дели, что с ней стало? На брифингах для журналистов подчиненные Красинского радуют отчетами о миллиардах икринок, сброшенных в воду, но в публичных документах информация об икре отсутствует. Когда нет точной информации, появляются версии. У экспертов и экологов однозначное мнение - икры сбрасывается в Байкал меньше, чем заявляется на бумаге. Разброс от 20 до 40 процентов – остальное, как предполагают экологи, продается нелегальным путем. Кем продается? Риторический вопрос. Зато составляет конкуренцию продукту браконьерскому на рынках Иркутска и других городов в стране.

Взаимоисключающие интересы

В результате республика и ее жители имеют государственную контору, которой, с одной стороны, руководит московский незнакомец, видимо оказывающий г-ну Красинскому всяческую московскую поддержку. С другой стороны, сам г-н Красинский, который по бизнесу старается выловить как можно больше омуля, и это входит в его долгосрочные планы. Все это на фоне выданных квот на сотни тонн омуля, оборота в сотни миллионов же рублей, побочного бизнеса г-на Красинского и полной непрозрачности.

Но сидят обычные люди на берегу и наблюдают, как рыбы с каждым годом становится все меньше и меньше, уловы все хилее и хилее. А в то же самое время в Бурятии бизнес по вылову омуля совмещен с государственной деятельностью. И не надо больше врать, что ущерб популяции омуля доставляют только браконьеры. По оценкам экспертов, уже через два года промышленные квоты на омуль могут быть не выбраны из-за резкого снижения популяции. И в этом будет вина не только силовиков, неспособных действенно бороться с браконьерством, но и деятелей, решивших не разделять частные интересы с государственными задачами.

Артем Самсонов

© Номер один

РасследованияИркутск

7210

23.08.2013, 10:54

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=117838

bytes: 9012 / 8967

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артем Самсонов.

Другие статьи в рубрике "Расследования" (Иркутск)

Иркутский депутат Александр Сафронов и его тайная жизнь

Бабр никогда не вмешивается в личную жизнь своих «героев» и совершенно толерантен к тому, что они делают за стенами своих квартир.

Михаил Бломберг

РасследованияПолитикаСкандалыИркутск

91094

02.09.2024

Бессилие и гнев: борьба внутри «Хрустального парка». Меньшинство, довлеющее над большинством

Мы уже не раз рассказывали про активность инициативной группы поселка «Парковый» в Новолисихе, которая активно борется уже далеко не за свои права, а ведут профессиональную коммерческую войну с застройщиком местного микрорайона «Хрустальный парк».

Ярослава Грин

РасследованияНедвижимостьОбществоИркутск

20231

30.08.2024

Дело Матвеева: право на правду. Интервью Бабра с участником противостояния

Иркутская область богата на резонансные конфликты. Каждая история противостояния – причем неважно кого: общественников, бизнесменов, политиков – уникальна. И каждая, на самом деле, про взаимоотношения двух или более людей. Где с каждой стороны свои интересы. Корыстные или не очень.

Глеб Севостьянов

РасследованияЭкономика и бизнесСкандалыИркутск

37251

08.08.2024

Депутат Сергей Тен в роли писателя-фантаста

Депутат Госдумы от Иркутской области Сергей Тен - человек уважаемый и известный. Известный в первую очередь как продолжатель дела своего отца, то есть как дорожный строитель. Однако когда Сергей Юрьевич выходит, как говорится, в публичную плоскость, получается не просто смешно, а смешно и глупо.

Лера Крышкина

РасследованияЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия

37280

02.08.2024

Мать двоих детей стала жертвой явной юридической ошибки силовиков Иркутска

В интересную ситуацию попали правоохранители, которые ведут расследование в отношении ряда сотрудников РЖД (среди которых нет начальника ВСЖД) в Иркутской области. Расследование привело их в некий правовой тупик.

Ярослава Грин

РасследованияСкандалыИркутск

42653

24.07.2024

Истинное лицо «общественника» Дикунова

Список общественных террористов Иркутской области будет неполным без этой фигуры на «доске писателей». Стали достоверно понятны намерения Эдуарда Дикунова, развившего псевдообщественную деятельность после утраты им в 2018 году статуса депутата Законодательного собрания региона.

Ярослава Грин

РасследованияСкандалыЭкологияИркутск

27297

18.07.2024

Третье оправдание умершего Дмитрия Матвеева: тотальный разгром обвинения

Нашумевшее и самое скандальное в регионе уголовное дело умершего предпринимателя Дмитрия Матвеева завершилось очередным, третьим по счету, полным крахом обвинения.

Ярослава Грин

РасследованияСкандалыКриминалИркутск

51718

25.04.2024

Пинка под зад: что не усвоили в иркутских школах из урока трагедии в Москве?

Ровно месяц назад, 22 марта 2024 года, произошла неслыханная по своей жестокости трагедия в московском концертном зале «Крокус». Общее горе, безусловно, консолидировало российское общество. «Пинка под зад» получили контролирующие инстанции по всей стране.

Ярослав Кантемиров

РасследованияПроисшествияОбразованиеИркутск

62720

22.04.2024

И свет подключить, и компенсацию получить: как некоторые иркутяне пытаются шантажировать энергетиков

В иркутских телеграм-каналах началась весенняя активность: некоторые райтеры активно продвигают историю о том, что участок жителя региона с февраля не могут подключить к сетям.

Лера Крышкина

РасследованияЭкономика и бизнесИркутск

18770

28.03.2024

Иркутский аграрный университет может потерять охотничьи угодья

Созданное в 1961 году учебно-опытное охотничье хозяйство «Голоустное» Иркутского государственного аграрного университета на 180 тысячах гектаров может быть выставлено на аукцион.

Георгий Булычев

РасследованияОбществоИркутск

29906

15.03.2024

ИГУ: тридцатилетняя война на борту тонущего корабля

Предстоящий год будет насыщен предвыборными событиями. Напомним, что уже в 2025 году стартуют сразу несколько выборных компаний, имеющих непосредственное влияние на жителей региона.

Леонид Улих, социальный эколог

РасследованияОбразованиеПолитикаИркутск

88170

06.03.2024

Детский сад «Мишутка». Детский бизнес с недетскими проблемами

Частные дошкольные учреждения уже не редкость в нашей стране. Правда, большая часть коммерческих детсадов является «подъездными» или «первоэтажными». То есть располагаются они не в отдельных зданиях, как государственные детсады, а в квартирах или в коммерческих помещениях.

Лера Крышкина

РасследованияОбразованиеИркутск

36208

01.03.2024

Лица Сибири

Марковец Игорь

Синявская Яна

Серов Борис

Шкуропат Юрий

Сагдеев Тимур

Гаськов Александр

Микуляк Андрей

Кузаков Дмитрий

Гуранин Алексей

Снарский Сергей