Нефритовый срам
Добыча и продажа российских нефритов долгие годы остается криминальным промыслом.
В конце июня Следственное управление СКР по Иркутской области сообщило о раскрытии совершенного в областном центре убийства двух китайских бизнесменов, связанных с торговлей нефритом. Это далеко не первый и, к сожалению, вряд ли последний выявленный криминал из жизни индустрии по добыче и реализации полудрагоценного камня. Но то ли еще вскроется, если власти обратят пристальное внимание на то, что происходит в отрасли, на дельцов, незаконно обогащающихся на богатстве российских недр?
Убийство китайцев – преступление с уже установленными виновниками. Куда больше интриг и неясностей в том, что происходит с экономикой нефритодобычи. Здесь скандалы носят пока не такой кровавый характер, однако напряжение нарастает.
Один из последних громких инцидентов связан с участком «Шестопаловский», что в Окинском районе Республики Бурятия. 30 мая Девятый арбитражный апелляционный суд отказал ООО «Горная компания», одному из участников аукциона на право разрабатывать данное месторождение, в удовлетворении иска о признании результатов торгов недействительными. По мнению юристов компании, Роснедра не смогли обеспечить ее «полной, достоверной и достаточной информацией о предмете аукциона», вследствие чего не были созданы «объективные условия для выявления победителя». Но Фемида не прислушалась к этим доводам.
Самое же интересное в этой ситуации -- то, что предложившее максимальную цену за участок ООО «Горнорудная компания» так и не внесло обещанный платеж. Как считают эксперты, такой сценарий участия в торгах диктуется тем, что некая группа коммерсантов таким образом препятствует входу на нефритовый рынок новых игроков.
Случай с «Шестопаловским» не единичен. Насколько известно, в Бурятии за два последних года прошло подобных 13 аукционов. Их выигрывали фирмы, предлагавшие государству заплатить за использование его нефритовых запасов весьма крупные суммы– от 36,4 млн. до 26,5 млрд. рублей. Они так же, как «Горнорудная компания» (которая, кстати, заявляла о готовности дать за «Шестопаловский» 38,1 млн. рублей), после победы просто отказывались перечислять деньги.
Пока аукционы проходят впустую, нефритовая отрасль функционирует в криминальном секторе российской экономики - новостные ленты регулярно пополняются сообщениями о незаконно добытых камнях.
Каковы сейчас порядки, царящие в сфере добычи минерала, хорошо видно на примере упоминавшейся «Горнорудной компании». Она была зарегистрирована в 2001 г. в Иркутской области с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Учредителем выступила Наталья Войтюк, а ее супруг Александр Войтюк стал гендиректором компании, которая начала проводить геологические изыскания в Бурятии. В 2006 г. фирма Войтюков перерегистрировалась в селе Орлик упоминавшегося уже Окинского района республики, крайне богатого, надо сказать, всевозможными полезными ископаемыми.
Но, несмотря на переезд, дела у «Горнорудной компании» шли, если верить финансовым документам, совсем нехорошо. В частности, по данным налоговиков Бурятии, отчетность фирмы за 2010 год была «нулевой». Безуспешная деятельность нефритодобытчиков Войтюков в столь богатом регионе даже привлекла внимание правоохранителей. По нашим сведениям, предыдущее руководство республиканского МВД занималось оперативной разработкой руководителей «Горнорудной компании». Однако кто-то поспешил унять интерес правоохранителей...
Между тем, у полиции до сих пор есть серьезные основания присмотреться к деятельности «Горнорудной компании» и ее гендиректора. С одной стороны, фирма показывает более чем скромную отчетность. С другой - весь Интернет давно и плотно забит объявлениями о том, что «ООО «Горнорудная компания» продает нефрит. «Цена на молочно-зеленый ювелирный нефрит Улан-Ходинского месторождения 100-120 долларов США за один кг. Цена на поделочный темно-зеленый нефрит 8-15 долларов США за один кг. В наличии имеется 70 тонн». «Мы приглашаем вас к сотрудничеству, имеем возможность поставлять зеленый нефрит с месторождений Восточного Саяна». «Продаю зеленый нефрит. Контактное лицо: Войтюк Александр Леонидович»…
Особое внимание стоит обратить на выставленные в объявлениях цены. Они в разы меньше общеизвестных рыночных цен. Не секрет, что практически весь добываемый в Бурятии нефрит уходит в Китай – а жители Поднебесной готовы платить от $3000 за кило сортового зеленого минерала и от $5000 за сортовой нефрит белого цвета, а цены на особо ценные образцы могут достьгать $30 000 за килограмм! Отчего же так дешево торгует Войтюк? Как ему, столь неуспешному, если верить финансовой отчетности, предпринимателю удается выигрывать аукционы, а потом отказываться от победы, не вызывая вопросов ни у местной администрации, ни у республиканских властей? Ведь если посчитать, сколько недополучает бюджеты Бурятии и ее территорий от нефритовой отрасли, то волосы дыбом встанут! Нефрит может стать для Бурятии и России «зеленым золотом», в дополнение к золоту черному.
В принципе, объяснить неуязвимость Войтюка довольно просто. Известно, что он близко дружен с чиновниками, от которых зависит спокойная жизнь фирмы. Более того, в селе Орлик «Горнорудная компания» зарегистрирована по тому же адресу, что и районная администрация. Кроме того, есть сведения о приятельских отношениях Войтюка с первым руководителем «Бурятнедр» Георгием Яловиком.
Может поэтому аукционы срываются, но нефрит добывается. Бурятские недра активно и открыто эксплуатируют – на границе с Китаем постоянно ловят контрабандистов с незаконно добытыми камнями. Имена владельцев компаний, занятых в сомнительном бизнесе, известны. И власти, вроде, декларируют борьбу с предпринимателями-нелегалами, но плоды этой борьбы предоставить на суд общественности отчего-то не готовы.
Даже министр природных ресурсов республики Ангаев недавно признал, что «хищением нефрита в Бурятии из распределенных и нераспределенных фондов занимаются не только физические лица, но и целый ряд организаций», и привел такую статистику: «В прошлом году республиканское управление Росприроднадзора рассмотрело 22 дела, связанных с самовольным пользованием недрами, однако 12 из них были прекращены из-за отсутствия состава нарушения». Как объяснил Агбаев, «согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, для привлечения к ответственности должен быть установлен сам факт извлечения камня из недр».
Так действительно ли региональные власти заинтересованы в наведении порядка в нефритодобыче? И так ли сложно поймать за руку наживающихся на природных богатствах России дельцов?