Народные представления о празднике Покрова
В народных представлениях славян культ Богородицы довольно быстро слился с культом языческих богинь плодородия, покровительниц женского пола и брака; недаром и в XIX-XX вв. русские крестьяне сближали Матерь Божию и Мать – Сыру Землю.
Земля представлялась крестьянам женщиной-богиней, которую оплодотворяет Небо своей влагой (дождями и снегом), результатом чего является урожай. Зимний снежный покров, укрывающий землю, нередко соотносился со свадебным покрывалом невесты или постелью новобрачных, да и само слово - «покрыть» - понималось как «соитие, половая близость». Отсюда и народное поверье, что снег, выпавший на Покров Богородицы, предвещает много свадеб и сулит молодым счастье.
Представление о том, что Покров покровительствует свадьбам, было известно у всех восточных славян. С этой поры начиналось «свадебное» время – те предзимние недели, когда в деревнях заканчивались важнейшие сельскохозяйственные работы, амбары и погреба заполнялись «новиной», появлялись и деньги от продажи нового урожая. В народе говорили: «Придет Покров, девке голову покроет», «Покров землю снегом покроет, а девку – платком» и т.п. Девицы, ложась спать накануне праздника, молились: «Мать-Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, платком», «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом» и т.п. Утром же в день праздника каждая девица бежала в церковь, ставила там свечу перед иконой Покрова Богородицы и снова молилась о скорейшем выходе замуж: «Покров – Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником», «Свята Покровонько, покрой мене головоньку, та хоть бы вже и онучею (тряпкой), най ся девкою не мучу» и пр. При этом считалось, что та девица, которая прежде других поставит свечу празднику и помолится, первой и замуж выйдет.
Чтобы поскорее вступить в брак, прибегали иногда и к магическим способам. Например, в некоторых местах девицы, собравшись вместе, «строили обыденную пелену»: теребили лен, выпрядали нить и ткали из нее холст – все за один день, чтобы перед обедней в Покров принести готовое покрывало в церковь для освящения, возложить его к иконе Покрова и помолиться: «Матушка Богородица! Покрой меня поскорея, пошли женишка поумнея». К Покрову девушки доставали свои лучшие наряды и «красовались пред честным народом», присматривая себе женихов во время праздничной службы в церкви и на вечерних посиделках.
С Покрова Богородицы в русских селах начинались ежевечерние «беседы»: «Пришел Покров – конец хороводам, начало посиделкам». Девушки собирались в одну избу и принимались за пряжу и прочие рукоделия: «Зазимье пришло – засидки привело», «Пряхи с Покрова по ночам засиживают». Однако на посиделках не только работали, но и затевали разные игры да пляски, причем вместе с парнями. В Покров, когда «открывали сезон посиделок», молодежь вообще не работала, а только всячески развлекалась. Нередко устраивали угощение вскладчину: девушки собирали со всех дворов продукты и стряпали общий ужин, на который вечером являлись парни с подарками.
Праздник Покрова считался у крестьян одной из главных зимних границ, «первым зазимьем»: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима», «Покров землю покроет то листом, то снежком», «Покров не лето, Сретенье (15 февраля) не зима», «С Покрова зима начинается, а с зимних Матрен (19 и 22 ноября) на ноги встает, морозы налетают». Во многих местах на Покров ожидали первого снегопада: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается»; а уж если снега не будет, то это дурная примета, знак малоснежной зимы: «Покров наголе – так и Екатерина (7 декабря) наголе». По состоянию природы в день Покрова гадали о характере предстоящей зимы: «Какова погода на Покров, такова и зима», «Откуда ветер на Покров, оттуда и морозы начнутся», «Мороз на Покров – к своевременному наступлению зимы, а теплая погода – к поздней зиме», и т.д.
С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: конопатили их, затыкая щели мхом, и молились: «Батюшка-Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяев добром». Рачительные домохозяева советовали: «Чини избу до Покрова – не то не будет тепла». С этого дня начинали топить в жилых горницах печи, и когда первый раз разводили огонь, то приговаривали: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров». Хозяйки пекли на Покров блины, и это называлось «запекать углы».
На Покров принято было «ставить скотину на зимнее житье». При этом животных обильно кормили (чтобы они не голодали зимой) и поили водой, пролитой сквозь решето (чтобы защитить от болезней). Принято было также «закармливать» скот последним овсяным снопом. Этот сноп-«пожинальник» обычно вязали из тех колосьев, что оставляли во время жатвы «Илье на бороду»: его срезали позднее, чем остальной овес, причем в полном молчании, и хранили на лавке в переднем углу, а в Покров раздавали по горсточке всей домашней живности, полагая, что это защитит ее во время зимней бескормицы, усилит плодовитость, отгонит болезни и всякие напасти. Не забывали при этом угостить и «дворового хозяина», чтобы тот лучше заботился о скотине в тяжелое зимнее время. Например, в Белозерье хозяйка в Покров вставала «до свету», завтракала (так как считалось, что «закармливать» на голодный желудок нельзя), после чего отрезала по кусочку хлеба «для каждой скотинки», брала сноп-«именинник» и шла в хлев; там раскладывала хлеб по четырем углам, сама вставала посередине, кланялась во все углы и заклинала: «Хозяюшко-батюшко, хозяюшка-матушка, ставлю я милова живота-скотинку на всю студеную зимку. Вы ее пойте и кормите, теплом обогревайте и спать мистечко давайте». После этого она надевала рукавицы (чтобы скот зимою не мерз) и молча раздавала по горсточке из снопа каждому животному.
К Покрову заканчивалась уборка хлеба, хозяева увозили с полей последние снопы и складывали их в ригах или овинах – для последующей просушки и молотьбы. Завершалась и уборка овощей с огородов: «Пречистая Мать (Успение Богородицы) засевает, а Покров собирает», «На Покров – последний сбор плодов». С 1 октября во многих местах начинались Покровские ярмарки, на которых распродавалась часть нового урожая, и в народе по этому поводу приговаривали: «Приспей товарец к Покрову, сдам на Покровской ярмарке», «Подожди до Покрова, весь долг выплачу».
С завершением полевых работ у мужского населения появлялось много свободного времени, поэтому парни и даже некоторые мужики отправлялись на заработки. Вообще, 1 октября издревле считалось одним из основных сроков наймов и сделок: рабочих часто нанимали на год «от Покрова до Покрова», либо устанавливали срок от Покрова до Евдокей, Егорья, Крещения и т.п. Покров был граничным сроком и в разных промыслах; например, с этого времени охотники уходили в тайгу промышлять белку, соболя и прочую пушную дичь.