Веб-маразм по-путински
Комментируя протесты общестенности против нарушений на выборах в Госдуму, кандидат в президенты России, он же премьер-министр Владимир Путин, сделал два неосторожных заявления.
Первое - это обещание поставить «прозрачные урны» на избирательные участки. Судя по всему, прозрачность урн должна символизировать некую прозрачность и предстоящих выборов президента, в которых, судя по всему, Владимир Путин кровно заинтересован.
В смысле, заинтересован он, конечно, в выборах себя, любимого, на пост президента сроком на шесть, то есть, де-факто, двенадцать лет. И чтобы заткнуть рты разного рода недоброжелателям, либералам и любителям западной демократии, теперь прилагает все усилия для того, чтобы эти выборы выглядели максимально легитимными.
Именно выглядели. Потому что сделать их легитимными не способен даже господь Бог. Путин нелегитимен изначально: его предшественник Борис Ельцин получил власть в результате переворота, уничтожившего единственную легитимную власть на тот момент: Верховный Совет. Путин получил власть из рук Ельцина, как «преемник»: фарс, невиданный ни в одной демократической стране мира.
Однако прозрачность урн не решает ровным образом ничего. Все фальсификации совершаются отнюдь не около урн, а после закрытия избирательных участков. Именно там добавляются и уменьшаются голоса, отданные за того или иного кандидата. Так называемые «вбросы» составляют микроскопическую часть реальных фальсификаций.
Таким образом, прозрачные урны являются классическим маневром по отвлечению внимания. Причем, естественно, за бюджетные средства. Впрочем, существуют серьезные сомнения в том, что это обещание будет исполнено. В России более 90 тысяч избирательных участков. Еще несколько лет назад кремлевские власти обещали на каждом из них поставить автоматический сканер избирательных бюллетеней (КОИБ). На деле ими было оснащено всего 5% участков. Судя по полному отсутствю каких-либо теложвижений в направлении прозрачных урн, премьер либо забыл о своем обещании, либо такими урнаим будет оснащено незначительное число участков.
Второе заявление Путина касалось идеи оснащения всех избирательных участков России веб-камерами, которые будут демонстрировать весь ход выборов.
Без сомнения, все граждане России понимают, что у господина Путина юридическое, то есть сугубо гуманитарное образование. И в вопросах Интернет-технологий он, как говорится, ни бум-бум, и даже не обязан. Однако у господина Путина в распоряжении - целая Россия консультантов по любому вопросу. И прежде чем молотить на всю страну такую позорную чушь про веб-камеры, неплохо было бы посоветоваться, так сказать, со специалистами.
Конечно, с точки зрения домохозяйки, научившейся худо-бедно нажимать на клавиши ноутбука, идея прекрасная. В самом деле, поставил на участок веб-камеру, направил ее на урну, и смотри хоть весь день, как идет голосование.
Вот именно. Весь день.
Давайте посчитаем.
Как уже было сказано выше, в России 90 тысяч избирательных участков. На каждом из них предусмотрено как минимум две веб-камеры: одна будет «смотреть» на участок в целом, вторая - непосредственно на урну. Итого - без малого 200 тысяч камер. Каждая из которых будет передавать цветное потоковое видео с разрешением 640х480 плюс полноценный звук. К камере будет приставлен компьютер и источник бесперебойного питания.
Мы уже видим, что из бюджета на завиральную идею Путина будет выброшена весьма кругленькая сумма. Пока что предполагается, что на оборудование каждого рабочего места уйдет около 25 тысяч рублей, однако есть мнение, что в эту сумму забыли включить взятки, откаты и другие реалии российской действительности. Итого, как минимум два с половиной миллиарда рублей псу под хвост.
Кроме того, это видео в реальном времени нужно куда-то передавать. А подавляющая часть избирательных участков в России представляет собой сельские и поселковые школы, где иногда и телефона-то нет, не то что Интернета. Соответственно, Интернет нужно как-то обеспечить - причем не абы какой, а высокоскоростной.
На этом, собственно, можно было бы и поставить точку. Потому что сделать это в оставшееся время (то есть около месяца) совершенно нереально. Давайте представим себе, например, Жигалово. До ближайшего крупного узла Интернет, то есть до Иркутска - 400 километров. Тянуть кабель? Зимой? Любой специалист скажет, что это полный бред. И вопрос не столько в деньгах и даже не в том, что зимой кабель не тянут, а втом, что заниматься этим должны квалифицированные специалисты. Которых не хватает даже на текущую деятельность Интернет-провайдеров.
Между прочим, монтаж всей этой технологической афёры отдали на откуп одной компании: Ростелеком. Компания, безусловно, сильная, развитая и технологичная. Но вот выделить 90 тысяч бригад для монтажа линий связи даже ей, мягко говоря, слабо.
Конечно, существует радиосвязь (в том числе и через мобильные «соты») и спутниковый Интернет. Но первая крайне нестабильна и вряд ли «потянет» видео даже плохого разрешения. А вторая очень дорогая. VSAT-станция стоит минимум 3 тысячи долларов, для ее монтажа требуется бригада из двух человек, а сам монтаж занимает не менее 6 часов. Стоимость мегабайта передаваемой информации через VSAT в десятки раз превосходит «кабельную». К тому же VSAT-технология за счет удаленности спутника передает сигнал с существенными задержками, что вряд ли может быть приемлемо для телевизионного потока.
Но это все цветочки.
Для получения, обработки и хранения получаемой информации нужны мощные серверы. По самым скромным подсчетам, трафик видео с избирательных участков только Иркутской области будет превышать 100 гигабайт в секунду. Для начала, для такого трафика нет соответствующих каналов. И какой-нибудь VSAT-станцией здесь не обойтись - речь идет о серьезных магистральных каналах. А 100 мегабайт в секунду - это 6 терабайтных винчестеров, забиваемых под завязку в течение одной минуты. Только в одном, не самом населенном, регионе страны.
Таким образом, речь идет о мощнейших дата-центрах - только они способны выдержать такой трафик и такой объем получаемой информации. Такие дата-центры проектируются год-два и строятся не быстрее. И их стоимость - тоже далеко не копеечная.
Однако, как выяснилось, фантазия господ из Минсвязи идет еще дальше. Вся информация на самом деле должна передаваться в Москву, где она и будет храниться в каком-то одном месте. А для этого всю собранную информацию надо в Москву передать. А это - минимум 80 терабит в секунду. В России просто нет магистральных каналов, способных передавать такой объем информации - самые мощные каналы ограничены пропускной способностью 100 гигабит в секунду. А по ним идет отнюдь не только выборное видео, но и весь российский Интернет. Даже суперсовременная сеть IP MPLS, частично проложенная между некоторыми крупными городами страны, дает в пике 1 терабит в секунду - но при этом ее внешние каналы ограничены 200 гигабитами.
Пока что премьер выделил с барского плеча на всю эту затею тринадцать миллиардов рублей - существенно больше, чем все затраты на выборы. Однако специалисты уже предполагают, что этих денег все-таки не хватит. Особенно учитывая российскую нерасторопность, когда каждое движение чиновника приходится «подмазывать». Опять же, в Минсвязи сидят отнюдь не дураки, способные упустить кусок пирога, буквально лезущий в рот. Само собой, чиновники приложат все усилия для удорожания проекта и перенаправления финансовых потоков в свои карманы.
Между тем, вполне вероятно, никаких веб-камер и не будет. Вернее, они будут - на сотне-другой избирательных участков. Для показухи. Потому что, повторимся - до выборов остался месяц. А вокруг ничего не происходит. Никто не тянет оптоволокно, никто не устанавливает в сельских школах VSAT-станции, никто не монтирует дата-центры. Полная тишина. Более того - даже в Ростелекоме сотрудники узнали о происходящем лишь из приказа, в котором им совершенно незаконно запретили общаться с журналистами под страхом увольнения.
Самое главное - что все эти колоссальные затраты совершенно бессмысленны. Как уже неоднократно было сказано, основные фальсификации происходят не на избирательных участках, а этапом выше. Председатели ТИКов меняют подписанные членами избирательной комиссии листы уже после того, как их вынесли с избирательного участка. А это значит, что вся затеянная Путиным операция - это афера с бездумной тратой бюджетных средств. В порядочных странах за такое просто сажают в тюрьму.