Выйти из порочного круга. Почему приюты — единственное решение «собачьего вопроса»?
Проблема с бродячими четвероногими в Улан-Удэ зависла в воздухе. Ни мэр Игорь Шутенков, ни депутаты Народного Хурала не могут придумать эффективных мер для безопасности горожан. Случаи нападения животных на детей не привели к качественному изменению системы отлова, которая сложилась в Бурятии.
В ходе массовых рейдов по микрорайонам службы отлова ловят много особей, но животных от этого меньше не становится: их возвращают обратно на улицу. Штрафы на безответственных владельцев лишь пополняют муниципальную казну, но не решают проблему. Некоторые подрядчики, занятые отловом, стерилизацией и вакцинацией собак, работают неэффективно. Работающим приютам не хватает площадей. Деятельность по борьбе с бродячими животными продолжает напоминать «вечный двигатель освоения бюджета».
Службы отлова работают только по заявкам, которые они могут отрабатывать аж десять суток. То есть подрядчики-отловщики не принимают превентивных мер для спасения жизни и здоровья граждан. Масштабные рейды скорее направлены на выбивание штрафов с горожан, чьи собаки находятся на самовыгуле, чем на отлов действительно опасных зверей, которые хорошо прячутся на знакомой территории. Причем особи выше 25 сантиметров в холке с бирками в ушах часто встречаются даже в центральных районах Улан-Удэ, хотя по республиканскому законодательству они должны содержаться в приютах.
Сейчас в приютах подрядчиков по отлову собак содержится более двух тысяч бродячих животных. Их них 1850 собак живут в приюте ООО «Ананда» в микрорайоне Медведчиково, который уже забит под завязку.
На 2023 год администрация Улан-Удэ выделила более 33 миллионов рублей на отлов и содержание безнадзорных животных. Из них 15 миллионов уйдут службам отлова. Согласно контрактам, подрядчики должны отловить 1721 собаку в новом году. То есть отлов одной особи оценивается примерно в 8700 рублей. В ходе конкурсного отбора службы остались все те же: ООО «ЦАСС», ИП Жихарева и ООО «Ананда». Однако честно справляется со своими обязанностями только ИП Жихарева.
Скандальный ЦАСС, по неведомым причинам всегда получающий контракты от мэрии, имеет худшую репутацию среди служб отлова Бурятии. Например, он несправедливо обвинял приют «Надежда» в выпуске собак на волю, дабы переложить ответственность за нападения на бедный приют. По словам зоозащитников, в 2020 году ЦАСС участвовал в намеренном умерщвлении бродячих собак, якобы зараженных бешенством. Более подробно про деятельность ЦАСС Бабр писал ранее.
ООО «Ананда» прославилось тем, что вместо правильной стерилизации, когда удаляются внутренние половые органы, компания просто перевязывала собакам маточные трубы. После перевязки иногда происходит естественное восстановление проходимости маточных сосудов, то есть стерилизованная собака вновь может забеременеть.
17 ноября на сессии Народного Хурала депутаты приняли поправки в республиканское законодательство, согласно которым муниципалитеты могут запрещать выпуск отловленных собак в определенные места. Например, их могут не выпускать на территориях близ школ, больниц и других подобных организаций. Власти Бурятии не могут идти против закона Бурматова, поэтому придумывают откровенно идиотские инициативы: все-таки у собак есть лапы, с помощью которых они могут передвигаться из тех мест, где их отпустили отловщики.
Животные не станут спрашивать разрешение на то, чтобы, например, бегать возле школы. В осенне-зимний период, когда становится холодно и голодно, они образуют стаи. Кучи собак агрессивно охраняют место своего пребывания, растаскивают грязь и мусор в поисках еды на помойках. Из-за стерилизации собаки не могут размножаться, но лаять по ночам и бороться за выживание они продолжают.
Единственное решение «собачьего вопроса» — строительство муниципальных приютов для бесхозных животных. Сейчас мэр Игорь Шутенков может утвердить список территорий, на которые запрещается возвращать животных без владельца, но эта мера смехотворна. Если собаку не вернут на прежнее место обитания, то она в любом случае туда прибежит. Животное будет стремиться туда, где может добыть кормовую базу: это мусорные контейнеры около жилых домов и места, где есть пищеблоки (медицинские учреждения, детские сады и образовательные организации).
Приюты помогут всем: у животных будет корм и кров, горожане смогут спокойно ходить по улицам. И даже мэрия перестанет выплачивать моральные ущербы пострадавшим и штрафы от прокуратуры. Но беззубый горсовет, представляющий лишь мнения тех жителей Улан-Удэ, которые работают на площади Советов, не может добиться от республиканских властей строительства приюта за чертой города, где подходящих мест предостаточно. К сожалению, мэр Шутенков продолжит выделять миллионы рублей на отлов животных, которых отловщики вновь вернут на улицы.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Ранее на Бабре:
Зима близко. Улан-удэнцы беззащитны перед бродячими собаками
Подготовка к осенним нападениям: в Улан-Удэ расширят собачий приют
Фото: мэрия Улан-Удэ