Достать Балтатарову. Власти Казахстана выдадут оппозиционную журналистку российским силовикам?
В конце сентября стало известно о задержании в Казахстане Евгении Балтатаровой — теперь журналистку могут выдать России.
Евгения Балтатарова покинула Россию в марте 2022 года после того, как против нее было возбуждено уголовное дело. В прошлом журналистка нескольких республиканских изданий, она создала успешный блог на ютьюбе (более 11 тысяч подписчиков на момент публикации этого материала) и авторский телеграм-канал, которые привлекли внимание уже федеральной аудитории. А затем и российских силовиков, которым не понравились оппозиционные и антиколониальные настроения Балтатаровой.
В декабре 2021 года ее телеграм-каналом завладели мошенники — сама журналистка призналась, что стала жертвой фишинговой рассылки и потеряла аккаунт по собственной неосторожности. После этого новые владельцы от имени Евгении начали предлагать подписчикам «легкий заработок на криптовалютах и других активах». Жалобы Балтатаровой в администрацию мессенджера ни к чему не привели.
Однако «угон» канала впоследствии позволил бурятским силовикам возбудить на оппозиционерку уголовное дело. Один из подписчиков якобы пострадал от действий мошенников и обратился в МВД республики; затем «жертв» стало несколько. 1 марта в квартире Балтатаровой прошел обыск.
«Мой шестилетний племянник весь обыск ревел, полиция забрала его планшет и телефон. Мои родители, которым глубоко за 60, хватаются за сердце и не могут уснуть в этот поздний час. Меня, возможно, завтра закроют, как они это переживут — я не знаю. Они зашли в мою квартиру толпой в десять человек, сколько их было в подъезде — остается только догадываться... Они нагло забрали мои вещи, мои телефоны и компьютеры, в которых вся моя жизнь. Все личные фотографии, вся работа, вся переписка», — рассказывала тогда Балтатарова в своем новом канале, «Баба Яга против».
Уже 8 марта она объявила о том, что покинула Россию. Спустя еще несколько дней стало известно, что Евгения Балтатарова обосновалась в Казахстане, где вскоре провела несколько встреч с местными политиками и активистами. Здесь же она продолжила оппозиционную деятельность — как на собственных площадках, так и в качестве руководителя телеграм-канала «Утро Бурятия» («филиал» проекта «Утро февраля» в республике; Балтатарова не занимается им с конца августа).
Это привело к тому, что не находясь в России, Балтатарова осталась в центре внимания силовиков и связанных с ними информационных ресурсов, которые продолжили критиковать журналистку и даже обвинять ее в мошенничестве — впрочем, бездоказательно. Даже изначальное обвинение, связанное с телеграм-каналом, похоже, развалилось, так как в июне стало известно, что экспертиза МВД не выявила ее причастности к хищению средств по одному из эпизодов уголовного дела, что косвенно опровергает и остальные.
Однако 1 октября оппозиционерку задержали еще раз, на этот раз уже в Астане. В МВД Казахстана пояснили, что соответствующий запрос пришел из Бурятии, где Балтатарову, оказывается, разыскивают уже по делу о «фейках о российской армии» (часть вторая статьи 207.3 УК). Журналистку опросили и якобы изъяли у нее некие документы, а затем отпустили домой.
Правда, сама Балтатарова описывает свое задержание иначе. По ее словам, никаких документов у нее никто не просил, а в действиях казахских полицейских она и ее юрист усмотрели ряд нарушений. Теперь она ожидает повторного задержания и депортации в Россию.
«Сегодня министерство внутренних дел дало официальный комментарий по моему задержанию. Во-первых, силовики выставили мое фото и разгласили мои персональные данные. Что является нарушением, и мы с адвокатом будем на это жаловаться или подавать в суд...
„Е. Балтатарова доставлена в УП района „Сарыарка“ города Астаны, где были отобраны соответствующие бумаги для передачи инициатору“.
И вот это неправда. Никакие документы у меня не были отобраны. Я не подписала ни одного документа. Единственное, что я сделала — это под запись заместителя начальника управления сказала, что я тут и никуда не собираюсь сбегать. С согласия адвоката. И вот кадр из этой записи МВД передало журналистам», — рассказала Балтатарова.
Стоит отметить, что депортация Балтатаровой по изначально вменяемой ей статье о «фейках» незаконна, поскольку соглашение о выдаче преступников между Казахстаном и Россией подразумевает, что аналогичное правонарушение предусмотрено уголовными кодексами обеих стран. Об этом ранее отдельно высказывался министр внутренних дел Казахстана Марат Ахметжанов. Однако в юридическом поле этой страны отсутствует понятие наказания за «фейки».
Возможно, именно поэтому статья, по которой разыскивают Балтатарову, вскоре была переквалифицирована в 207.1 УК — «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан». И аналог этой статьи в Казахстане уже существует, что создает реальную угрозу высылки оппозиционерки на родину, где ее ждут суд и реальный срок.
Впрочем, есть мнение, что Казахстан не будет рисковать своей международной репутацией. Так, член Совета и координатор сети региональных отделений движения «Голос» (признано инагентом в России) Виталий Аверин приводит аналогичный случай, когда МВД страны не стало выдавать «политических» по запросу Турции.
«Казахстан не будет делать громких заявлений, но и при нынешних обстоятельствах не станет выдавать гражданку РФ российским властям по политически-мотивированному и репрессивному уголовному делу.
Достаточно вспомнить один сюжет. В 2016 году в Турции военный переворот по отстранению от власти Эрдогана закончился неудачей, и турецкие власти сделали запрос в Казахстан на экстрадицию турецких преподавателей, которых они сочли последователями исламского проповедника Гюлена. В Казахстане, в особенности в Алматы, ведут свою деятельность большое количество турецких учебных заведений. Но власти Казахстана не стали выдавать турецких преподавателей, предоставив им легальную возможность остаться либо покинуть страну», — рассуждает Аверин.
Стоит отметить, что ранее все тот же глава МВД Казахстана Марат Ахметжанов заверял, что Казахстан не будет выдавать России, например, мужчин, приезжающих в страну для того, чтобы избежать призыва в армию. В целом в последние полгода Казахстан принял целый ряд оппозиционных политических активистов и журналистов, однако никто из них еще не был принудительно возвращен в Россию. Если это произойдет сейчас, то случай Евгении Балтатаровой станет прецедентом.
Однако для Казахстана, который подобно Монголии и некоторым другим странам пытается маневрировать между интересами России и западных стран, такой прецедент может привести к ухудшению отношений как раз со вторым, «прогрессивным» полюсом. И смысл это имеет только в случае, если власти страны захотят вдруг снискать расположение Кремля, что, впрочем, слабо вытекает из актуальной политики администрации президента Касыма-Жомарта Токаева.
Ситуация осложняется и тем, что Балтатарова — представительница национального меньшинства и активистка российского антиколониального движения, поэтому ее высылка Казахстаном вызовет болезненную международную реакцию, выведя эту ситуацию за пределы статуса сугубо внутрироссийских или российско-казахстанских отношений.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Читайте также:
О проблеме расизма в России и Бурятии. Большое интервью Бабра с Евгенией Балтатаровой
Евгения Балтатарова: «России нужна своя ООН по делам нацменьшинств внутри страны»