Артур Скальский

© АИФ в Восточной Сибири

ОбществоБайкал

3105

02.07.2009, 11:57

Михаил Рожанский: «Власть не решит проблему «моноградов»

Он пошёл учиться на исторический факультет, пытаясь понять, что стоит за культом тиранов в истории, потому что не верил, что огромную массу людей можно просто оболванить, будь то Советский Союз при Сталине, нацистская Германия или Китай периода «культурной революции».

Сейчас Михаил Рожанский руководит Центром независимых социальных исследований и образования, изучает с коллегами особенности жизни российской глубинки и считает, что самореализоваться можно не только в Москве.

Письмо в будущее

— Михаил Яковлевич, вы коренной иркутянин?

— Да, родился в Иркутске, здесь же окончил школу N21. Она открывалась к пятидесятилетию «Великого Октября» и поэтому в стену здания закладывали капсулу с письмами потомкам, вскрыть её планировалось в 1992 году. От своего класса послание писал я. Но моё письмо не положили, как мне пояснили «из-за политической незрелости». Оно начиналось словами: «Вы, наверное, живёте при коммунизме, но мы не завидуем вам», — искренне написал.

— Будь вы постарше, вас бы привлекли за антисоветские высказывания.

— Но там было вполне идейное объяснение, почему не завидуем: «Потому что его строительство начиналось на наших глазах». До сих пор думаю, в чём именно была моя незрелость: вот в этом «не завидуем» или в том, что верил в построение коммунизма за двадцать пять лет?

После школы был Иркутский госуниверситет, истфак. По окончании я работал в университете, потом на три года уехал в Москву, в аспирантуру.

— Понравилась жизнь в столице?

— Почувствовал себя там со временем довольно уверенно, но остаться никогда не хотел. Хотя в Москве мне всегда удавалось и удаётся больше сделать в течение дня: при всех огромных расстояниях там внутренне более собран. В Иркутске расслабляет обилие знакомых, обязательств, это, видимо, особенность родного города. В данном смысле москвичи более организованны, сконцентрированны. Но тогда же в Москве впервые услышал глагол «подсуетиться», не просто что-то сделать, а именно «подсуетиться», вот так суетишься, а однажды возникнет вопрос о цели. Конечно, Москва даёт очень много для научной работы — не только библиотеки, главное — возможности непосредственного общения с талантливыми людьми. Не говорю уже о культурной жизни. Столицы империй, централизованных государств — они перенасыщены интеллигенцией и культурными событиями.

Опасная вертикаль

— Приезжавший в Иркутск известный российский либерал Алексей Кара-Мурза заметил, что централизация России в научном, культурном, политическом смысле — очень страшная вещь, ослабляющая региональные связи. Наша власть из века в век строит вертикаль, действует по старым проверенным схемам.

— Эту схему можно даже назвать не старой, а вечной — она определяется историей формирования страны и существования на огромном пространстве. Наше государство создано бывшей Московской Русью, которая стала Россией, но имелись ещё Северная Русь и Западная (например, Великое княжество Литовское). Там были другие социальные отношения и другие способы построения власти. Наследие тех культурных и социальных истоков сохранилось, как ни парадоксально, в Сибири, ведь её осваивали выходцы именно из той Северной Руси, а большую культурную роль, особенно в городах, сыграли и представители западнорусских земель: для Иркутска, например, — Иннокентий Кульчицкий и его спутники. Пространство страны обживали люди, уходившие из крепостной Московии, бежавшие от власти, с другой стороны, они же помогали расширять государство.

— Ежегодно из Иркутска в центр страны уезжает перспективная молодёжь. Есть механизмы для удержания талантов на местах или делать этого не стоит вовсе?

— Есть несколько стереотипов. Один — что уезжают наиболее перспективные. На самом деле, на Запад устремляются наиболее амбициозные и необязательно наиболее талантливые. Если, конечно, не говорить о специально культурных вещах. К примеру, тот же Денис Мацуев мог только там реализоваться. А вот некоторые уехавшие театральные деятели вполне в силах были реализовать себя в Иркутске, но их вытесняли провинциальные нравы — и это страшно. В целом я спокойно отношусь к тому, что талантливые и способные люди едут за самореализацией. Конечно, многим могли бы создать условия для труда и творчества здесь, особенно в науке, образовании. Это необходимо делать — без научной и образовательной базы мы обречены на периферийность. Однако есть ещё одна сторона: прекрасно, когда человек уезжает, но остаётся ресурсом для малой родины. Идеален пример Одессы, чей символический капитал создают люди, выехавшие из неё, но не разорвавшие с ней тонкие душевные связи. В Иркутске можно назвать примером и наш Центр. Наши сотрудники едут учиться в Питер, Москву, получать то образование, которое они не получат здесь. Главное, чтобы они реализовались и продолжали участвовать в наших образовательных и исследовательских проектах. Это нормальный порядок. Нельзя закукливаться, нужно быть открытыми, помогать талантам, увеличивать возможности.

— Есть какое-то объяснение, с точки зрения социологии, повальной влюблённости молодёжи в советскую эпоху? Понятно, почему это время идеализируют нынешние пенсионеры — на те годы приходится их молодость, а что влечёт нынешних 30-летних людей?

— Сейчас мейнстрим предлагает молодым людям в качестве содержания жизни те ценности, которые по большому счёту и ценностями назвать язык не повернётся. Думающий, самостоятельный человек не может этот суррогат принять за что-то стоящее и возникает, по словам Вознесенского, «ностальгия по настоящему», идеал ищется и находится в прошлом. Другая причина — острый дефицит социальной справедливости, а в противовес нынешнему советское общество вспоминается как социально справедливое. Знаете, моему сыну с год назад дали задание в школе, узнать у родителей о каком-нибудь жизненном эпизоде, характерном для советского общества. Я не стал вспоминать о талонах и о том, как возил из Москвы сыр и гречку, а подвёл сына к книжной полке, достал зелёный томик русской поэзии конца 19-го — начала 20 века. И рассказал, как я, будучи в Москве, стоял часа четыре в очереди за этой книгой. Сын удивился и спросил, зачем. Я показал, что в ней опубликовали несколько стихов Марины Цветаевой, Саши Чёрного, других поэтов, которые трудно было найти даже в библиотеке. Так что справедливость в рамках абсурда — она какая-то не слишком справедливая, если думать о человеке, а не о благих намерениях и декларациях.

— Ваш Центр занимается изучением проблемы бедности в посёлках городского типа и моногородах. Сейчас всех беспокоит ситуация в Байкальске, Железногорске. Есть механизмы решения проблемы таких населённых пунктов?

— Я этой темой занимаюсь с 90-х годов. Решить проблему можно, если город накопил в себе какие-то социальные и культурные альтернативы, как правило, это происходило при неабсолютности власти градообразующего предприятия. Многое зависит от развитости образования, от потенциала и активности местной интеллигенции. Последние два фактора большую роль сыграли в Ангарске, хотя в 90-е годы там тоже была трудная ситуация. Для Братска важной альтернативой остаётся посёлок Энергетиков, который связан не столько с градообразующими предприятиями, сколько с историей возникновения города и образовательным потенциалом.

— Власть хочет, чтоб было тихо в регионе, бизнес стремится получать прибыль, а то, как будет жить город, волнует только его население?

— Власть и бизнес могут быть частью общества, а могут чувствовать себя хозяевами жизни, диктующими условия. У нас преобладает последнее. Вот есть на Алтае небольшой городок Яровое, в котором в 90-е годы, когда «упало» градообразующее предприятие, стал развиваться бизнес — гостиничный, туристический. Но многие жители всё равно надеются, не заработает ли вновь комбинат, который был гарантом их жизни. А развернётся комбинат — и место перестанет быть курортным. Это буквально «голограмма» судьбы таких городов. Дело не в курортах — вся Сибирь туризмом и санаториями жить не будет, дело в том, что монограды — детище экстенсивной экономики, они убыточны во всех смыслах и бесперспективны. Чтобы стать городами, они должны преодолеть это моносостояние, моностилистику и корпоративность жизни. Данное явление не специфически российское, есть и в других странах, но в Сибири оно достигает катастрофического размаха. А власть, для которой корпорация — идеал организации жизни, проблему моноградов не решит, как и вообще проблему перехода к интенсивной экономике.

Досье

Михаил Яковлевич Рожанский родился 19 сентября 1954 года в Иркутске. В 1976 закончил исторический факультет Иркутского государственного университета. В 1983 году защитил диссертацию по философии в Московском государственном университете. С 2002 года является директором Центра независимых социальных исследований и образования (г. Иркутск). Женат, есть сын.

Артур Скальский

© АИФ в Восточной Сибири

ОбществоБайкал

3105

02.07.2009, 11:57

URL: https://babr24.news/baik/?ADE=79036

bytes: 8895 / 8736

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Байкал)

Байкал без граффити: как добровольцы возвращают скалам первозданный вид

Байкал – это поистине уникальное место на нашей планете, известное своей потрясающей природой, прозрачной водой и величественными скалами. Однако в последние годы эта красота стала страдать от вандализма – различные надписи и рисунки на скалах портят первозданный вид побережья.

Анна Моль

ОбществоЭкологияИркутск Байкал

18035

26.08.2024

Олимпийские игры: по полам нацело не делятся

«То ли баба, то ли мужик» из Алжира Иман Хелиф таки официально выиграла женский турнир по боксу на Олимпиаде в Париже, предоставив сторонникам эсхатологической теории мира богатый материал для приготовлений к концу света.

Георгий Булычев

ОбществоСпортСкандалыМир

3649

14.08.2024

Новое возрождение адамитов

Пишут, что в Риге, на сцене музея театра им. Эдуарда Смильгя, кстати Народного артиста СССР, состоится спектакль венгерских постановщиков «Позвольте мне увидеть природу».

Дмитрий Верхотуров

ОбществоКультураИсторияМир

44708

11.06.2023

Конец конспирологии?

Любопытным последствием произошедших в последнее время событий стал сильный кризис конспирологии. В былые времена, да хотя бы еще лет десять назад, без конспирологии и без упоминания тайного мирового правительства не обходилось обсуждение ни одного серьезного вопроса.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоЭкономика и бизнесПолитикаМир

38324

07.01.2023

Затяжная великобританская деградация

В последнее время активизировались разговоры об особой тонкости и коварстве британской политики или британских спецслужб. Появилось даже целое сообщество людей, которые продвигают этот тезис всеми доступными средствами.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоИсторияПолитикаМир

46731

27.12.2022

Я выбираю жить: судьба маленьких деревень большой России

Россия – крупнейшее (территориально) государство на современной карте мира, сотканное из нескольких тысяч различных населенных пунктов. От обрывистого утеса в селе Алыгджер Нижнеудинского района до неоновых огней Москва-Сити – это все Россия.

Лилия Войнич

ОбществоЭкономика и бизнесТуризмИркутск Байкал Россия

33069

30.11.2022

Когда с томского военного госпиталя «снимут погоны»?

11 июля 1920 года Джордж Керзон, министр иностранных дел Великобритании обратился к советскому наркому иностранных дел Георгию Чичерину с предложением заключить с Польшей перемирие и обеим сторонам отвести войска по разным сторонам демаркационной линии.

Анна Леро

ОбществоЗдоровьеСкандалыМир Томск

7403

11.07.2022

Семья, уничтоженная коронабесием

Немецкая газета Berliner Zeitung рассказала на днях о жестоком преступлении, которое произошло в берлинском пригороде Зенциг. Небольшой поселок к 20 км к юго-востоку от Берлина, между лесом и озером, небольшие семейные дома. В общем, прекрасное место.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоПроисшествияМир

23394

12.12.2021

Жителям Бурятии негде жить: власти республики не торопятся ликвидировать паводки

Зима приближается, а пострадавшим от паводков в Бурятии негде и не на что жить. Бабр рассказывает, как деньги, выделенные для компенсаций, утекают сквозь пальцы глав районов. Сотни жилых домов были затоплены в Бурятии в летне-осенний период 2021 года.

Есения Линней

ОбществоПолитикаСобытияРоссия Бурятия Байкал

28151

23.09.2021

День Байкала состоится в Иркутске с ограничениями

В 1999 году в перечень государственных праздников России был включен День Байкала. Произошло это после того, как в 1996 году озеро включили в список объектов мирового наследия природы ЮНЕСКО. Байкал получил международное признание исключительности.

Миша Ковальски

ОбществоИркутск Байкал

8042

04.09.2021

Уровень Байкала: ситуация остается напряженной

По прогнозам специалистов Иркутского УГМС, уровень воды в Байкале будет повышаться до середины сентября. Из-за многоводья сброс воды через Иркутский гидроузел может быть увеличен выше среднемноголетних значений. Об этом рассказали на пресс-конференции 23 июля.

Александр Макаров

ОбществоИркутск Бурятия Байкал

11132

23.07.2021

Женское счастье: был бы мил... миллион в кармане и свобода

« - Поздравляем, у вас дочка! - Отлично, теперь мы можем с детства говорить ей о том, что она без мужчины – никто, и должна нам!» В современном обществе существует некая пропаганда замужества.

Соня Совушкина

ОбществоМолодежьКультураМир

33494

14.03.2021

Лица Сибири

Прокофьев Григорий

Мизиренков Андрей

Алексеева Майя

Шабанов Гейрат

Чеботарев Владимир

Гуртовой Юрий

Симиненко Владимир

Девицкий Эдуард

Нимаева Лидия

Мошкин Николай