Евгений Бузев

© Байкальские Вести

ОбществоБайкал

5922

20.09.2007, 17:11

Ангарский эколагерь глазами участника

Самый поверхностный взгляд на итог протестных акций вокруг АЭХК говорит об отсутствии этого самого итога.

Никаких видимых изменений ни в позиции Росатома, ни в отношении к проблеме со стороны областной администрации в результате всех протестных действий не произошло, если, конечно, не считать таковым достаточно сумбурные обещания одного из заместителей губернатора рассмотреть вопрос о проведении общественных слушаний. Не сильно изменилось и общественное отношение к проблеме - как мы помним, тысячи людей так и не вышли на улицы в знак солидарности с требованиями экологов, а ведь именно это и было основной целью акций протеста.

Вместе с тем оба экологических лагеря на итоговой пресс-конференции заявили об успехе своих действий. С каждой стороны был приведен ряд фактов и достижений, которые дают некоторые основания с ними согласиться. Но в целом ситуация стала выглядеть еще более запутанной.

Не будем говорить об успехе или неудаче лагеря «Экозащиты» и «Байкальской экологической волны» в Шелехове - все-таки там лагерь позиционировал себя как образовательный, - а в этом случае как успех может рассматриваться все что угодно. Попробуем разобраться с итогами сугубо протестного лагеря в Ангарске, тем более что автор этих строк принимал активное участие в его жизни и деятельности.

Факт остается фактом: ни одной громкой или резонансной акции ангарский лагерь за время своего существования не провел. Почти вся его деятельность свелась к информационным пикетам, собственно протестные акции (два митинга в Ангарске и один в Иркутске) решение проблемы никак не приблизили да и собирали от силы сто пятьдесят - двести человек каждая. Этим вполне можно объяснить нечеткость итогов лагеря, а вот причины, по которым такого рода акций не произошло, остались за кадром для большинства наблюдателей.

Как ни странно, у участников лагеря заниматься непосредственно акциями протеста, не было ни времени, ни возможности. Причина тому - обеспечение безопасности. После 21 июля на этой проблеме были сосредоточены основные усилия: каждую ночь на дежурство выходило двенадцать человек (три смены по четыре человека), и несложно догадаться, что при наличии в лагере в лучшие его дни двух десятков участников такие бессонные ночи весьма ощутимо сказывались на их активности днем. Следует учесть и моральное состояние ночных дежурных: по себе помню, что несколько часов, проведенных в темном и холодном лесу в полном одиночестве (дежурные не сидели у костра, а выходили на импровизированные посты), да еще и в постоянном ожидании нападения слабо способствовали здоровому моральному настрою.

Хуже всего стало, когда после 6-7 августа уехала часть иногородних экологов и участников осталось меньше двенадцати. Дежурства превратились едва ли не в основной вид деятельности, а некоторые начали высказывать откровенно экзотические способы обеспечения безопасности в духе волчьих ям. С этим и был связан переезд лагеря на съемную квартиру в Ангарске.

Кстати, тут стоит отметить, что протестные митинги были проведены именно после выхода экологов из леса. Сложно сказать, как бы они выглядели при сохранении всеобщего недосыпа и атмосферы тотальной паранойи, которые непрерывно сопровождали лагерь после 21 июля… Правда, как мы знаем, переезд проблему безопасности не решил - второе нападение на участников эколагеря произошло уже после него. Сразу же после нападения остро встал вопрос, переезжать в Иркутск или нет. Если сейчас отъезд выглядит вполне логичным, то в ночь нападения он активно дискутировался: примерно половина оставшихся экологов полагала, что таким образом лагерь может продемонстрировать трусость.

Сложно сказать, что бы могло произойти, возобладай именно эта точка зрения при том удивительном равнодушии, с которым ангарские милиционеры отнеслись к известию о втором нападении, - в стиле классического «никого не убили - и ладно». Во всяком случае, справиться с вопросами предотвращения дальнейших нападений мы не смогли, а органы правопорядка тоже не сильно утруждались.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что эффективной протестной работы в Ангарске не получилось в первую очередь потому, что нам приходилось решать одновременно две не очень связанные друг с другом задачи. Сейчас уже можно честно сказать, что за все время действия лагеря какой-то внятной стратегии мы так и не выработали, хотя к этому вопросу возвращались каждый вечер. Каждое второе собрание заканчивалось очередным предложением «необходимости выработки стратегии». Выглядело это приблизительно так. Поздний вечер, костер, к которому тянутся усталые, набегавшиеся за день люди, «предвкушающие» ночное дежурство. Кто-то - как правило, самый бодрый - ставит на повестку дня вопрос о том, что надо бы и о чем-то, кроме информационных пикетов, подумать. Кто-то высказывается, несколько коротких споров - и тут начинается чье-то дежурство, часть участников уходит с обсуждения на посты, часть вспоминает о каких-то насущных хозяйственных проблемах, и вся разработка стратегии заканчивается на одном-двух слабо продуманных предложениях.

Просто-напросто никто не знал, что делать. Была неплохая практика проводить сход местных активистов, но особого развития она не получила. Кстати, об активистах. Основным успехом ангарского лагеря, как это было озвучено в ходе пресс-конференции, стало формирование инициативной группы из жителей Ангарска. Это действительно так, но перед инициативной группой стоит тот же самый, так и не решенный в ходе лагеря вопрос: что делать?

Ангарские активисты точно так же, как и мы в свое время, проводят информационные пикеты и собирают подписи. Да, основной целью было привлечь к проблеме внимание местных жителей и пробудить в них протестную активность, и это в какой-то степени удалось. Правда, в итоге сложилась самая неприятная для любых протестов ситуация, когда почти весь город знает о проблеме, почти весь город нас морально поддерживает, но действовать никто не хочет.

Успех это или поражение? На каждый пикет подходили люди, жали руки, говорили о том, какие мы молодцы и как они нас поддерживают, но в итоге вся ангарская инициативная группа - это десяток человек. Итог деятельности лагеря не самый оптимистичный. Все, что нам действительно удалось, - только информирование населения. Довольно слабое достижение на фоне других экологических лагерей, действовавших в разное время в России.

Но вместе с тем, если рассматривать ситуацию в перспективе второго лагеря, в следующем году (такие планы уже есть), то все выглядит не так плачевно. Если он будет, то нам уже не придется заниматься информационными прорывами и бесконечными пикетами, вполне возможным станет сосредоточение усилий исключительно на подъеме протестной активности ангарчан и вовлечении их в массированный протест. Так что на самом деле итоги подводить рано: протест переходит в долгосрочную фазу.

Евгений Бузев

© Байкальские Вести

ОбществоБайкал

5922

20.09.2007, 17:11

URL: https://babr24.news/baik/?ADE=39966

bytes: 6795 / 6795

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Общество" (Байкал)

Байкал без граффити: как добровольцы возвращают скалам первозданный вид

Байкал – это поистине уникальное место на нашей планете, известное своей потрясающей природой, прозрачной водой и величественными скалами. Однако в последние годы эта красота стала страдать от вандализма – различные надписи и рисунки на скалах портят первозданный вид побережья.

Анна Моль

ОбществоЭкологияИркутск Байкал

17729

26.08.2024

Олимпийские игры: по полам нацело не делятся

«То ли баба, то ли мужик» из Алжира Иман Хелиф таки официально выиграла женский турнир по боксу на Олимпиаде в Париже, предоставив сторонникам эсхатологической теории мира богатый материал для приготовлений к концу света.

Георгий Булычев

ОбществоСпортСкандалыМир

3639

14.08.2024

Новое возрождение адамитов

Пишут, что в Риге, на сцене музея театра им. Эдуарда Смильгя, кстати Народного артиста СССР, состоится спектакль венгерских постановщиков «Позвольте мне увидеть природу».

Дмитрий Верхотуров

ОбществоКультураИсторияМир

44609

11.06.2023

Конец конспирологии?

Любопытным последствием произошедших в последнее время событий стал сильный кризис конспирологии. В былые времена, да хотя бы еще лет десять назад, без конспирологии и без упоминания тайного мирового правительства не обходилось обсуждение ни одного серьезного вопроса.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоЭкономика и бизнесПолитикаМир

38292

07.01.2023

Затяжная великобританская деградация

В последнее время активизировались разговоры об особой тонкости и коварстве британской политики или британских спецслужб. Появилось даже целое сообщество людей, которые продвигают этот тезис всеми доступными средствами.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоИсторияПолитикаМир

46717

27.12.2022

Я выбираю жить: судьба маленьких деревень большой России

Россия – крупнейшее (территориально) государство на современной карте мира, сотканное из нескольких тысяч различных населенных пунктов. От обрывистого утеса в селе Алыгджер Нижнеудинского района до неоновых огней Москва-Сити – это все Россия.

Лилия Войнич

ОбществоЭкономика и бизнесТуризмИркутск Байкал Россия

33036

30.11.2022

Когда с томского военного госпиталя «снимут погоны»?

11 июля 1920 года Джордж Керзон, министр иностранных дел Великобритании обратился к советскому наркому иностранных дел Георгию Чичерину с предложением заключить с Польшей перемирие и обеим сторонам отвести войска по разным сторонам демаркационной линии.

Анна Леро

ОбществоЗдоровьеСкандалыМир Томск

7390

11.07.2022

Семья, уничтоженная коронабесием

Немецкая газета Berliner Zeitung рассказала на днях о жестоком преступлении, которое произошло в берлинском пригороде Зенциг. Небольшой поселок к 20 км к юго-востоку от Берлина, между лесом и озером, небольшие семейные дома. В общем, прекрасное место.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоПроисшествияМир

23381

12.12.2021

Жителям Бурятии негде жить: власти республики не торопятся ликвидировать паводки

Зима приближается, а пострадавшим от паводков в Бурятии негде и не на что жить. Бабр рассказывает, как деньги, выделенные для компенсаций, утекают сквозь пальцы глав районов. Сотни жилых домов были затоплены в Бурятии в летне-осенний период 2021 года.

Есения Линней

ОбществоПолитикаСобытияРоссия Бурятия Байкал

28105

23.09.2021

День Байкала состоится в Иркутске с ограничениями

В 1999 году в перечень государственных праздников России был включен День Байкала. Произошло это после того, как в 1996 году озеро включили в список объектов мирового наследия природы ЮНЕСКО. Байкал получил международное признание исключительности.

Миша Ковальски

ОбществоИркутск Байкал

8036

04.09.2021

Уровень Байкала: ситуация остается напряженной

По прогнозам специалистов Иркутского УГМС, уровень воды в Байкале будет повышаться до середины сентября. Из-за многоводья сброс воды через Иркутский гидроузел может быть увеличен выше среднемноголетних значений. Об этом рассказали на пресс-конференции 23 июля.

Александр Макаров

ОбществоИркутск Бурятия Байкал

11127

23.07.2021

Женское счастье: был бы мил... миллион в кармане и свобода

« - Поздравляем, у вас дочка! - Отлично, теперь мы можем с детства говорить ей о том, что она без мужчины – никто, и должна нам!» В современном обществе существует некая пропаганда замужества.

Соня Совушкина

ОбществоМолодежьКультураМир

33471

14.03.2021

Лица Сибири

Стопичев Александр

Гайдаров Гайдар

Дементьева Екатерина

Толоконский Виктор

Деренко Николай

Калинин Алексей

Цыдыпов Тумун

Айдаев Геннадий

Кутявин Роман

Букрей Юлия