Перекуем совки на iPODы?
«Первое постсоветское поколение» дало определение «совка»
В красен день 7 ноября (благо он теперь рабочий) в московской театрально-музыкально-гуманитарной школе «Класс-центр» директор оной школы, Сергей Казарновский, попросил 11-классников написать короткое сочинение.
Точнее даже — ответить на анкету в один вопрос: «Что такое «совок»?».
Ведь знакомство детей со Страной Советов, чтобы не соврать, начиналось рано. Проходя мимо ближнего супермаркета (в девичестве — магазина «Фрукты-овощи» «со спецснабжением»), всегда вспоминаю лето 1985-го. Я гуляла с коляской в сквере. Пассажиру коляски было 3 месяца. Чуть не из кустов вывалилась соседка в азарте:
— В «партейном» — черешня! Дай твоего напрокат, взять без очереди…
Будучи и сама советской женщиной, я, впрочем, ответила чистым матом. А теперь той черешни… ах, ах. В сезон — на любом углу. И отборная.
Изумляться этим лоткам и радоваться им я, верно, не разучусь никогда.
11-классники нынешней зимы родились в 1991-м. Их по «хвостам» уже не таскали, зато боялись на улицу выпускать. Однако сочинений о начале 1990-х еще не задают. А определение «совка», данное «первым свободным поколением», согласитесь, интересно.
Но никакого «единого определения» у старшеклассников столичной гимназии нет.
«Называли нашу страну тогда — Страна Советов, потому что все совещались, как жить дальше. То есть «совок» — это когда люди, вместо того чтобы дело делать, все обсуждают, как его лучше сделать. Но я это слово не говорю».
«…Это когда большинству уже понятно, что так жить дальше нельзя, но все живут, как есть».
«Ну, я говорю так, когда человек не знает элементарных вещей… что такое i-pod, например… все так говорят…».
«Я говорю «совок», когда что-то запрещено. Ведь в советские времена тоже все запрещали. Даже за границу не пускали — я читал. Вот, например, висит объявление «Выгул собак запрещается». Зачем это писать? Люди сами должны понимать, а если не понимают, то и это «совок».
«По-видимому, если слово «совок» ставится в кавычки, то оно является обозначением чего-либо или сокращением. Но чего — к сожалению, я не знаю».
Кстати, ответов этого типа много. Как и аккуратных пояснений — «игрушка», «предмет, который помогает при уборке». Как и формул из конспекта отличника: «СССР — это время тоталитарного правления, жестоких репрессий, застоя в культурной жизни, всевозможных запретов в области культуры, искусства, религиозных взглядов».
При желании можно прозреть смысл и иронию в записи: «Что такое «совок»? Орудие труда для разрыхления земли в достижении какой-то цели».
Но есть ли в ней все вышеупомянутое?
Похоже, первое постсоветское поколение «проходило по истории» ближнее прошлое довольно лапидарно. Как неродное. А привычка «обсуждать, вместо того чтобы дело делать» сходит в московских семьях на нет. О чем нет-нет и пожалеешь...
«Совок» — «Советский Союз». Что это? Ну… Красные сувенирные майки с изображением дедушки Ленина и Иосифа Виссарионовича. В общем, сейчас это стеб. Другого слова не подберу.
«Совок» — огромный миф, который был придуман, и придуман гениально, согласитесь! Чтобы сотни миллионов людей отдались ему! Миф, который остался только мифом. Только вот не могу понять — к радости или к сожалению…».
«Это все, что немодно. Немодный человек — совковый, говорят… если в какой-нибудь дурацкой шапке или колготки рваные…».
Фраза — совершенно замечательная. Но вопиет не о «застое». В центрифуге 1990-х и сами упустили из вида, и детям забыли объяснить: между «совком» и «гламуром» лежит область нормы. Самая сердцевина жизни.
Какие плоды принесет сие упущение — увидим лет через десять-двадцать.
«Совок — уменьшительно-ласкательное название Советского Союза. Услышав это слово, в душу прокрадывается (так! — Е.Д.) что-то милое и безвозвратно ушедшее, не вспоминаешь очереди, дефицит, всеобщее молчание, а, наоборот, что-то интересное: подполье, диссиденты, бесплатные командировки, профсоюзы, комсомол, пионеры, октябрята… Но время все изменило. И исковеркало. Поправьте меня, если я не прав».
…Делать выводы по этим ответам — все равно что гадать по облакам. Каждое из них — красивой и многозначной формы. Когда облаков много — это уже туман.
Единство мнений? Конечно, его нет. Во Франции, говорят, до сих пор случаются семейные споры о Робеспьере или о Бонапарте. И весьма пылкие. Позиция современных парижан в споре связана с тем, «за кого стояли» их предки. (В нашем случае примечательно: к теме «совок» и «моя семья» не обратился никто.)
…Четко по ответам можно заметить лишь одно: сторонники «совка» сделали куда больше грамматических ошибок, нежели его противники.
Будем надеяться, в этом есть логика.