Умирающий символ. К 110-летию первой смерти
Танец может и должен проникать в душу.
Михаил Фокин
110 лет назад, 4 января 1908 года (22 декабря 1907 по старому стилю), в Мариинском театре в Санкт-Петербурге состоялся благотворительный концерт. Обыденное, ничем не примечательное событие никогда бы не вошло в историю, если бы именно на этом концерте великой русской балериной Анной Павловой не была впервые исполнена хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь».
Балетный номер на музыку тринадцатой части («Лебедь») оркестровой сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» специально для Анны Павловой поставил знаменитый хореограф Михаил Фокин. К слову, у Сен-Санса и в мыслях не было умерщвлять птицу в своей пьесе. Композитор был крайне удивлён трактовкой его «Лебедя» русским хореографом, но возражать не стал и оказался абсолютно прав – номеру Фокина в исполнении Павловой было суждено стать признанным шедевром и символом русского балета, при этом многократно увеличив популярность в России и самого композитора.
«Умирающий лебедь» стал коронным номером и для другой великой русской балерины Майи Плисецкой. Впервые исполнив его в постановке своей тёти Суламифи Мессерер ещё в 1942 году, она танцевала «Лебедя» на протяжении 54 лет. Были концерты (особенно за рубежом), на которых Плисецкая бисировала «Умирающего лебедя» до четырёх раз подряд. Современные балерины довольно редко исполняют этот номер, видимо опасаясь сравнения с двумя великими танцовщицами.
В 1916 году Евгением Бауэром был снят фильм «Умирающий лебедь», в основу сюжета которого легла история художника Глинского, влюбившегося в танцовщицу Гизеллу как раз в тот момент, когда она исполняла партию умирающего лебедя. Кстати, знаменитый балетный номер вдохновлял не только танцовщиц, хореографов и кинорежиссёров, он нашёл своё воплощение и в живописи. Балерины в образе умирающего лебедя изображены на картинах Владимира Третчикова, Ричарда Янга, Маргариты Кузнецовой.