Софья Качинская

© Babr24.com

ОбществоМир

5362

30.03.2013, 12:25

О стыде перед полицейским и внутренней свободе

В традиционной субботней колонке редакторов Софья Качинская — о том, почему ей стыдно за Шекспира перед полицейским, об избирательности памяти и о том, как важно быть свободным.

Меня воспитывала очень большая и очень интеллигентная семья. Говорят, что интеллигентом человек становится, если его отец — интеллигент, и его дед — интеллигент. Я сыграла комбо: в моей семье нет людей без высшего образования ни по какой из линий последние лет восемьдесят. С одной стороны — страшно повезло, мы все — белые воротнички и крайне приятные люди. Нас, девочек из настоящих интеллигентных семей, с детства учат, что Достоевский — это важно, гадость в школьной столовой лучше не есть, а ты — всегда лучшая снежинка на новогодней елке. Лучшая снежинка все детство провела в прекрасном дворце просвещения и благородства, а на грубый, холопский мир смотрела свысока из резного окошечка в башенке.

Недавно я попала в полицейский участок в районе десяти вечера. Отделение, под патронажем которого находится мой район, — одно из самых неприятных в городе. Старое, пугающее строение в двух шагах от предместья Рабочего, в котором невозможно не вспомнить разом НКВД и Солженицына; темные узкие коридоры, агитационные плакаты о задержании воров, светящаяся вывеска «МВД — на служении Родине!», жесткие лавки, холод, забирающийся внутрь.

На мое робкое «Извините, мне нужна помощь» дежурный ругается изощренным матом, выдает мне листок и отправляет писать заявление. На лавочку рядом со мной плюхается бомж, в углу два гопника обсуждают «кореша Витю, которого, не иначе, как загребли». Заходит беременная женщина с печальным лицом и опухшими ногами: ей спалили дом, скоро рожать, а жить негде. Я стараюсь исчезнуть.

В кабинете оперуполномоченного горит тусклый свет, на вытертых обоях рядом с репродукцией Казанской божьей матери висит плюшевая сова в погонах и выцветшие ориентировки. Усталый мужчина тушит «Петра» о пепельницу, закрывает скрипящую форточку и садится на жесткий стул. Я решила очаровать человека в погонах неземной улыбкой, шелковым платьем и вообще манерами, знаете, это всегда происходит: вот ты машешь ресницами, а собеседник в это время взлетает. Я даже изящно пошутила про категориальный императив и задорно засмеялась. Оперуполномоченный посмотрел на меня, на часы и промолчал.

Мне, как нормальному взрослому человеку, не свойственно думать, что я лучше или хуже кого-то из людей. У каждого своя история, поэтому один метет улицы, другой ворует миллионы, третий — академик Сахаров, а четвертый сгинул в Аушвице. Но перед оперуполномоченым, бомжом и дежурным по участку я испытала настоящий, беззащитный стыд, и разобраться в его природе до конца у меня не получается до сих пор. Мне никогда не было стыдно за то, что я ем мороженое на улице, а босой цыганский ребенок — нет, что я не болею лейкемией, а пятимесячный Коленька перенес три операции и нуждается в деньгах. Я могу испытать сострадание, но то, что мы оказались по воле случая в разных ситуациях — меня мало волнует, такова жизнь. Мне стыдно именно за то, что зависело от меня: что я могу пошутить про Канта, что отличу Чехова от Шоу, а оперупономоченный — не отличит. И стыдно именно перед ним, а не за него. Потому что я понимаю, что есть целый огромный мир, в который нам — дурацким представителям креативного класса — ходу нет (да и, прямо скажем, не очень-то и хотелось), в котором недостаточно знать наизусть Шекспира, чтобы тебя уважали, а ты сам — уважал себя. Стыдно перед любым пацанчиком с района за то, что я, вероятно, чуткая, и душевная организация у меня — что надо, а у него — нет. Конечно, любой может сказать: «А вдруг да?», но мы же понимаем, что, как правило, нет: мы имеем дело с человеком, толстокожим, как слон. Но ведь, если его понятие о чуткости или там чувстве юмора разнится с моим, это еще не значит, что он живет неправильную, ненастоящую жизнь.

То есть у них, у большинства, вообще другая система ценностей, и пока я сидела в своем прекрасном мире фильмов серии «Кино без границ» и летних путешествий на море, за его пределами случилась еще не одна история, жизнь, которая вообще не похожа на мою. Получается, я ничего не знаю, получается, моя система ценностей рушится, как только я попадаю в отделение милиции или в спальный район, и там то, чем я могла бы гордиться, не имеет вообще никакого веса. Мой Кант — это пыль, которую я несла с таким почетом, что красная дорожка передо мной возникала из ниоткуда и оказалась иллюзией. Перед полицейским мне стыдно за то, что я слишком много на себя взяла.

Сергей Довлатов как-то написал, что наша память избирательна, как урна. Мы все бывали в разных ситуациях, отнюдь не самых приятных. Кого-то избивали, кто-то имел разговор с ФСБ, кто-то оказывался в одной палате с людьми с улицы, у кого-то все пропивали родственники, кто-то нарывался на проблемы в милиции. И со мной тоже бывало всякое, но мои органы чувств и подсознание этого не помнят: потому что это те миры, которые я бы не хотела знать (что, безусловно, не делает мне чести по ряду причин).

Мир людей в этом контексте настолько многослоен и непонятен, что я, ей-богу, не знаю, как себя вести в любом обществе или месте, которое разнится с моим понятием комфорта: мне одинаково неуютно в отделении милиции и среди тех, кто умен, утончен и прекрасен настолько, что на этих людей запрещено дышать. Мне хорошо с теми, кто не отличается от меня. И в этом и есть момент внутренней несвободы, потому что человеку, который мыслит шире и проще меня, очевидно: на самом деле никто не отличается ни от кого, мы все — суть одного и то же, и никакого «другого» нет. Свободный человек сможет одинаково легко говорить с оперуполномоченным и с Умберто Эко, одинаково естественно вести себя в отеле «Ритц» и автобусе №28р, его никто не вытащит из его крохотного мира, потому что у мира этого человека нет границ. И я ума не приложу, что мне нужно сделать, чтобы жить именно так.

Источник: Provincia

Софья Качинская

© Babr24.com

ОбществоМир

5362

30.03.2013, 12:25

URL: https://babr24.news/?ADE=113595

bytes: 5990 / 5912

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Софья Качинская.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Инсайд. Новосибирский миграционный отток населения

Новость о том, что впервые с 2005 года в Новосибирске зафиксировали миграционный отток населения, поразила многих. Все уже привыкли к тому, что население мегаполиса обязательно увеличивается, а о том, что происходит это в основном за счет миграции, предпочитали молчать.

Ярослава Грин

ОбществоНовосибирск

1736

22.11.2024

Блогнот. Как решают проблемы коренных малочисленных народов Севера?

Новости, связанные с жизнью коренных малочисленных народов Севера (КМНС), редко попадают в краевую информационную повестку.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск

3175

21.11.2024

Транспортное развитие столицы Монголии: в числе проектов канатная дорога

Улан-Батор сталкивается с серьезными инфраструктурными проблемами, ключевой из которых является транспортная перегруженность. Ежедневные пробки, нехватка общественного транспорта и сложности с развитием дорожной сети значительно снижают качество жизни горожан.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкологияМонголия

7465

21.11.2024

«Морской флот хана Хубилая»: богатая история на одной монете

Выпуск памятной монеты «Морской флот хана Хубилая», посвященной 750-летию первого монгольского вторжения на японские острова, стал значимым событием в монголо-японских отношениях.

Эрнест Баатырев

ОбществоИсторияМонголия

976

20.11.2024

Инсайд. Чёрный вторник. Томский обзор

Губернатор Владимир Мазур будет держать ответ перед избирателями. Правда, в заранее проработанной форме, с конкретным сценарием и подготовленными вопросами, которые прошли многоступенчатую модерацию – в четверг, 21 ноября, состоится «прямая линия».

Ярослава Грин

ОбществоПолитикаТомск

4785

19.11.2024

Инсайд. «Чайлдфри» больше не будет

Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий «пропаганду чайлдфри». За документ единогласно проголосовали все 403 депутата.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

3802

19.11.2024

Международная экология: мотоциклы для Бутана от Монголии

Монголия в последние годы активно развивает экологические инициативы, которые выходят за пределы ее границ. Одним из ярких примеров стала программа Rally for Rangers, организованная Монгольским экологическим центром (МЭЦ).

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия

3128

19.11.2024

Телеграм Томска за неделю: уход Руппеля, лишение Ярмоша мандата и поездка Мазура в Узбекистан

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 11 по 17 ноября 2024 года включительно. Уход Руппеля Николай Руппель покинул пост заместителя губернатора Томской области по строительству и архитектуре.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаТомск

9910

18.11.2024

Телеграм Красноярска за неделю. Гвардейцы кардинала и скандальное высказывание «историка» Спицына

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 12 по 17 ноября включительно. Гвардейцы кардинала и Д’Артаньян Часовитин На прошлой неделе местные телеграм-каналы искали в красноярской власти Д’Артаньяна.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

4063

18.11.2024

Монголия в рейтинге миролюбия: от исторической воинственности к современному миру

Монголия, занявшая 45-е место в Глобальном индексе миролюбия, демонстрирует баланс между историческим наследием и современными приоритетами.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

6960

18.11.2024

Инсайд. Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве

Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве. Как известно, проверками можно закрыть любое учреждение. Именно так и был закрыт музей ГУЛАГ — под благовидным предлогом несоблюдения каких-то нормативов числа тараканов на квадратный метр.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

5901

15.11.2024

Инсайд. Хилокский фактор

Одной из своеобразных визитных карточек Новосибирска долгие годы была знаменитая барахолка, но теперь эта роль похоже перешла к Хилокскому рынку, или к Хилку, как его назвают горожане. Хилокский рынок один из самых крупных плодовоовощных рынков во всей Западной Сибири.

Ярослава Грин

ОбществоЭкономика и бизнесНовосибирск

5861

15.11.2024

Лица Сибири

Баранов Юрий

Васильев Михаил

Суркова Анна

Шумков Константин

Псарёв Артур

Кочетов Владимир

Карасёв Дмитрий

Ильиных Сергей

Молоков Виталий

Рейнет Николай