Блогнот. Томская экс-неделя
Дни правления нынешнего губернатора Томской области Владимира Мазура, видимо, сочтены. Хоть в эфир 30 июля не ходи. Срыв выполнения заданий национального проекта «Безопасные и качественные дороги» окажется, судя по всему, последней каплей. То, что это скандал федерального уровня, даже прокурору ясно. Теперь нужны героические усилия, чтобы привести обезображенные дороги Томска и так и не отремонтированные по плану дороги в районах области в нормативный вид. Но героев в областной администрации всегда было маловато, а какие были – уволились.
Отвечающие за дороги чиновники в мэрии Томска и сами признаются: можно было бы закрыть глаза на некоторые небольшие несоответствия дорожной смеси у пришлых дорожников и начать асфальтирование на свой страх и риск, но после уголовного дела про «два миллиметра» продольной ровности на Большой Подгорной рисковать никто не хочет. И у кого ж поднимется рука обвинить в параличе местной власти людей в погонах? Они тоже подневольные, у них свой план.
Вопрос лишь в том, кого сейчас назначат ответственным и какова будет мера этой ответственности. Хуже всего то, что губернатор Владимир Мазур лично оставил пальчики и на истории с приезжими дорожниками-банкротами, и на смене руководства в мэрии Томска. При прежней власти такой ерунды с дорогами не было.
В принципе, никого из губернаторов России конкретно за срыв нацпроекта не увольняли. «В связи с утратой доверия» – бывало. Уголовными делами, было дело, грозили, и даже в тюрьму сажали, но официально обычно за взятки.
В большинстве случаев главы регионов уходили сами, иногда и досрочно. Но Владимиру Мазуру всего 58 лет. Мужчина хоть куда, член «Единой России», примерный семьянин, исполнительный руководитель. Но гипертрофированная исполнительность, как говорит один мой товарищ, оборотная сторона отсутствия реальных успехов, выработанной стратегии и тактики. Короче, это желание расшибить голову, когда заставляют молиться.
Считанные на пальцах одной руки регионы ввели ограничения на труд мигрантов, и Томская область среди них. Все эти разговоры про роботизацию и автоматизацию рабочих мест, подготовку специалистов через различные программы профподготовки в пользу бедных. Никто не будет автоматизировать овощной ларек у дома. Вместо «узбечек» не возникнут «томички». 1 ноября не поедут по Томску беспилотные такси и маршрутные автобусы.
Чтобы закрыть потребность в отечественных шоферах, придется поднять плату за проезд до 50 рублей и зарплату водителей примерно до 100-150 тысяч.
Утешает, конечно, что у каждого плохого решения более широкий простор для корректировок, и они, скорее всего, не заставят себя ждать. Иначе 1 ноября может не выйти в рейс до трети пассажирского автопарка и легкового такси, поднимут цены общепит, торговля, и социальное самочувствие от этого не улучшится. Не добавляет оптимизма и оберегаемая информация о растущей смертности в стационарах томских больниц, 138-страничный доклад о проверке использования медицинских препаратов в клиниках СибГМУ, куда ведут следы неучтенных лекарств в «деле врачей»…
Как на самом деле чувствуют сейчас себя люди, сложно сказать. Открытая, не ангажированная, социология отсутствует как наука и как практика. Но, скажем, если набрать в поисковике «как уе…» и посмотреть предложения, многое станет понятным. Миграционные и эмиграционные настроения сегодня превалируют среди истеблишмента Томской области. Если при губернаторе Жвачкине уезжал средний (креативный) класс, то при Мазуре по-бабелевски «думают о побеге» капитаны томской экономики.
«Продать все, уехать в Урюпинск».
Автор: Андрей Остров
Фото: ТГ-канал «Обитаемый Остров»