Блогнот. Томская экс-неделя
Кирилл Новожилов продает свою долю в «Томскводоканале». Так говорят близкие к томскому олигарху источники. Называется даже новый московский собственник – «Росводоканал». Ему уже принадлежит более четверти объемов рынка частных водоканалов в стране. Среди десяти городов его присутствия есть, например, Липецк, Тюмень и Омск. Теперь будет еще и Томск.
Безусловно, история с майнинговой фермой, которую возмущенные шумом томичи обнаружили на территории подземного водозабора, стала последней каплей для принятия решения, которое, скорей всего, зрело у Кирилла Львовича давно. Но просто из-за обиды на томичей продавать курицу, несущую золотые яйца, не будешь. Значит, не такие уж и золотые. Износ сетей, по самым оптимистическим прогнозам, за 50%, надо менять больше 1,5 тысячи километров водоводов и под 800 километров канализационных труб. Сейчас в сезон ремонта меняется считанное количество километров, так что объемы недоремонта ежегодно растут.
Впереди у собственников большие расходы, которые в тариф упаковать сложно. Вернее так, заложить в тариф можно что угодно, покупательная способность томичей от этого не увеличится, а социальная напряженность не снизится. Зарывать свои деньги в землю собственники водоканального бизнеса, естественно, не хотят. Дурных нема.
На грозящую коммунальную катастрофу в ходе «Дней Томской области» в Совете Федерации обратила внимание томичей даже председатель верхней палаты Валентина Матвиенко:
«Нельзя допускать, чтобы каждую зиму рвались сети. Мы просто выбрасываем деньги на ветер, вместо того чтобы инвестировать их в то же коммунальное хозяйство...»
Бравурные типовые отчеты о феноменальном успехе презентации региона в Совете Федерации, честно говоря, выглядят попыткой выдать нищету за добродетель, поскольку не содержат главного: количества денег. Наверно, поэтому финальный документ, проект постановления Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Томской области», пока остается проектом.
Матвиенко вообще может опустить с небес на землю, особенно, если эта земля под новую многопрофильную детскую больницу, которую собирались привязать к Северному медицинскому городку вокруг ОКБ. Однако за истекший год больница к земле не привязалась, и ее проект так и не появился. Иногородний проектант теперь судится с властями, стоимость больницы выросла с восьми миллиардов рублей до 23, и даже спикер верхней палаты говорит: разбейте проект на этапы, сразу все деньги не получите. Томичи и рады бы разбить, да пока нечего и не с кем.
Приехать в Совет Федерации с полным набором многомиллиардных «хотелок» и без актуальных проектов – это по-нашему, по-томски, безнадежно.
Впрочем, среди 11 объектов особняком стоял один. У него проект был. Это учебно-лабораторный корпус ТГУ на проспекте Ленина площадью всего-то 13 тысяч квадратных метров. Когда в 2018 году разваливали знаменитую «четверку», строительство нового фактически пятиэтажного корпуса (один этаж подземный) оценивали в 600-700 миллионов рублей. Потом стройка уверенно перешагнула рубеж в полтора миллиарда. За эти деньги строительная компания, аффилированная с Алексеем Вавиловым, смогла вылезти из земли, построить монолитно-бетонный каркас одного надземного этажа и приступить ко второму. На этом деньги закончились, и стройка была остановлена в связи с «удорожанием стройматериалов».
Эдуард Галажинский, опытный психолог, понимает, что долгострой не красит репутацию ректора ТГУ, так что теперь деньги на строительство ищет целая делегация Томской области в Совете Федерации. Сверху к 1,5 миллиарда строители приплюсовали еще 846 миллионов рублей.
Один квадратный метр учебной площади обойдется примерно в 180 тысяч рублей.
Это просто «черный квадрат» какой-то.
Автор: Андрей Остров
Фото: vtomske.ru