Лес губят - законодатели спят
В социальных сетях начали появляться тревожные сообщения от жителей Старо-Лоскутово. В деревне усыхает кедровый лес – внешне здоровые деревья заселяет союзный короед, провоцируя гибель кедра. Остановить вредителя невозможно – это не дает сделать действующий Лесной кодекс РФ.
ЦУР обратился за комментарием к начальнику департамента лесного хозяйства Томской области Артему Коневу. По его словам, тотальное усыхание кедров вызвало заселение в лесах инвазивного стволового вредителя деревьев хвойных пород – союзного короеда. Его очаги в лесах Томской области выявили в 2019 году специалисты Центра защиты леса. И без того ослабленный вспышкой сибирского шелкопряда лес просто не смог пережить новое нападение.
Вредитель не восприимчив к внешней обработке. Выявить его на раннем этапе заселения практически невозможно – жук, достигающий в размерах четырех миллиметров, скрыт под корой и обнаруживает себя, когда дереву уже нанесен непоправимый ущерб.
По мнению ученых, изначально союзный короед обитал в горных районах Европы. Ареал насекомого изменило глобальное изменение климата – под его воздействием жук продвинулся на север, а после мигрировал в Россию. В настоящий момент ученые ведут поиски естественных врагов союзного короеда.
В ноябре 2019 году эксперты отделения Общероссийского народного фронта в Томской области уже били тревогу из-за поражения томского кедровника короедов и обращались к властям с просьбой начать экстренное спасение лесов от вредителя. По состоянию на тот момент лес возле села Лучаново и Ипатово Богашевского сельского поселения был поражен на 90%. Эксперты предложили разработать областную программу, в которую нужно включить мероприятия по инвентаризации деревьев, по своевременной обработке от вредителей, плантационному выращиванию кедра и компенсационным посадкам. Предложение выслушали – на том дело и остановилось. Короед же пошел дальше по лесам региона.
Решить проблему в условиях существования текущего законодательства невозможно – какие-либо действия по спасению леса попросту приведут за решетку его спасателей.
«Только физическое исключение зараженного дерева из общей массы может принести реальную помощь. Но в лесах, расположенных в орехово-промысловых зонах, запрещается заготовка древесины, в том числе и проведение санитарно-оздоровительных мероприятий», - рассказал ЦУР Артем Конев.
В июне 2020 года Рослесхоз заявил о том, что из-за существующих законов единственный способ борьбы с вредителем – использование феромонных ловушек для отлова части популяции. Тогда в область выделил 12 миллионов рублей на проведение работ по закупке и развешиванию таких ловушек в припоселковых кедровниках. Ловушки вопрос не решили.
Окончательное избавление от проблемы требует внесения в Лесной кодекс Российской Федерации изменений, которые бы допустили возможность назначения санитарно-оздоровительных мероприятий в орехово-промысловых зонах. Администрация Томской области выступила с инициативой о внесении таких изменений в действующее законодательство. Шанс сохранить кедровник появится тогда, когда единично зараженные деревья будут исключены из общей экосистемы. Однако решать проблему пока никто не торопится – выделять деньги на бесполезные ловушки и потом тушить погибший сухой кедрач кажется наиболее оптимальным.