Миллионы за неработающие надземки: договорились и обанкротились

В конце марта Департамент капстроительства мэрии Томска выплатил почти 127 миллионов рублей за строительство неработающих надземных переходов на Пушкина. Об этом сообщила заммэра Ирина Ярцева на заседании комитета гордумы по бюджету, экономике и собственности.

Осенью 2012 года в рамках строительства Пушкинской развязки в Томске построили четыре надземных пешеходных перехода. После сдачи проекта выяснилось, что подрядчик, новосибирская компания ОАО «Сибмост», вел работу не по утвержденному проекту, и вообще должен был сделать подземные переходы, а не надземные. На официальных бумагах никаких надземок не нашли – поэтому мэрия отказалась вводить и содержать постройки. Власти предложили компании либо вернуть выделенные на строительство деньги, либо скорректировать проект. В «Сибмосте» возмутились, сославшись на то, что все изменения согласовывались. Постройки законсервировали до лучших времен. За восемь лет эти времена так и не наступили. Мэрия судилась, искала арендаторов для переходов, грозила сносом – но недострои так и продолжали стоять и пылиться. А стороны начали играть в «горячую картошку» – с той лишь разницей, что руки жгла перебрасываемая ответственность.

После предъявления претензий «Сибмост» опубликовал документы, чтобы доказать согласованность строительства надземных переходов с городской администрацией. Под всеми документами стоят подписи бывшего мэра города Николая Николайчука и бывшего начальника департамента капстроительства администрации города Томска Алексея Сафронова. Юридическая сторона вопроса сомнений не вызывает – выглядит все так, будто весь процесс строительства был на постоянном контроле со стороны мэрии и прокуратуры. Правда сам Алексей Сафронов после заявлял, что «не помнит, кто принимал решение о замене подземных переходов на надземные и почему было принято такое решение».

Николай Николайчук впоследствии говорил о том, что по надземным переходам администрацией принимались технические решения, отраженные в протоколах. В этой части проект действительно изменили, чтобы «надземные переходы не парализовали движение на Пушкина, Комсомольском и Дальне-Ключевской». На резонный вопрос журналистов о том, почему в таком случае мэрия и прокуратура утверждают, что «Сибмост» самовольно изменил условия проекта, Николайчук ответил, мол, «не знает, почему так произошло». Один не помнит, другой не знает.

Директор «Мостотряда-101» (филиал «Сибмоста», работавший в Томске) Василий Музалев несколько раз подчеркивал, что проект строительства переходов меняло не предприятие, а заказчик – городской департамент капстроительства. Подрядчика можно понять – люди работали, строили, а в итоге все надо начинать сначала, еще и безвозмездно. Музалев подчеркивал, что компания поставила переходы в стахановские сроки – за год, а не за планируемые три. Работали строители «в пожарном режиме, в таком же режиме корректировали документацию».

Вскоре после этого началась долгая история судебных разбирательств по механизму «сам дурак – нет, ты дурак». В 2013 году власти отказались выплачивать «Сибмосту» деньги для ремонта Дальне-Ключевской из-за претензий Госстройнадзора. Компания вчинила мэрии иск на 148 миллионов рублей и выиграла процесс. Мэрия метафорично в долгу не осталась – в 2015 году подала в Арбитражный суд иск на 155 с половиной миллионов рублей за строительство известных четырех надземок. По словам властей, они готовы были пойти на мировую только в том случае, если бы компания снесла надземные переходы и все же построила подземные. «Сибмост» отказался. В разбирательствах мэрия победила – по решению суда «Сибмост» должен был выплатить в бюджет Томска обозначенную сумму. Один – один. В одном процессе выиграл подрядчик, в другом – власти.

Стороны сговорились на взаимозачете задолженных сумм. Однако к моменту окончания всех судебных тяжб «Сибмост» потонул в долгах еще веренице кредиторов. Мэрия, учитывая тот факт, что компанию в любой момент могут признать банкротом, продолжала настаивать на мировом соглашении. В итоге «Сибмост» сдался – по новым условиям мэрия согласилась взять на баланс старые переходы, немного переделанные подрядчиком. В апреле 2020 года компания завершила полный комплекс работ по обследованию и определению объемов и стоимости работ, обеспечивающих ввод в эксплуатацию переходов. Планам было не суждено сбыться – в мае 2020 «Сибмост» с общей суммой долгов в 8 миллиардов рублей был признан банкротом. Взаимозачет в такой ситуации невозможен. Стороны поменялись местами – мэрия оказалась обязана выплатить «Сибмосту» компенсацию в размере 127 миллионов рублей.

Решение о выплате в пользу «Сибмоста», по словам Ирины Ярцевой, принято «во избежание ежедневных начислений за невыполнение судебного решения». Перевод будет узаконен в бюджете Томска на 2021 год. Однако власти собираются продолжать разбирательства.

Надземки так и считаются «бесхозными» – ввести их в эксплуатацию мэрия не имеет права. Сейчас они находятся в конкурсной массе «Сибмоста». Дальнейшая судьба переходов – отдельная юридическая проблема с неясным решением, непонятными сроками и открытым вопросом: а винить-то кого? Мэрию, которая отказывалась от своих слов, ответственности и в итоге довела ситуацию до того, что из бюджета ушли в никуда такие лишние и ненужные томскому бюджету 127 миллионов? Подрядчика, намутившего странных дел? Кто лжет, а кто говорит правду? И главное - кто действительно пострадал, а кому ситуация только сыграла на руку?

URL: https://babr24.news/tmk/?IDE=212298

bytes: 5514 / 5433

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Томской области:
[email protected]

Автор текста: Пепел.

Другие статьи в рубрике "Расследования" (Томск)

«Томскнефть» и Арбитражный суд: про правду и кривду

Акционерное общество «Томскнефть» давно находится в поле зрения Бабра. «Священная корова» томской экономики, которая, казалось бы, должна платить приличные налоги в бюджет, ведёт себя на территории присутствия достаточно вольготно, зачастую игнорируя экологические нормы и загрязняя окружающую среду.

Александра Рубинштейн

РасследованияЭкономика и бизнесТомск

11099

02.09.2024

Томское "дело врачей": ложь и 30 сребреников от депутата Госдумы

Когда неделю назад на Change.org появилась петиция в защиту арестованных врачей "Сантэ", семейство Соломатиных - Фельзингер и его "приближенные" блогеры, конечно, не могло не распиарить эту тему. На первый взгляд все выглядит так, будто реально томские медики массово вступились за своих коллег.

Александра Рубинштейн

РасследованияТомск

26139

02.08.2024

Кто "отмазывает" криминальный клан Соломатиных-Фельзингер?

В СМИ и Телеграм возобновились "душещипательные" сюжеты и посты о том, что врачи из клиники "Сантэ", проходящие по уголовному делу о преступном отношении к онкобольным, ни в чем не виноваты. Невооруженным глазом видно, как из-за этих сюжетов торчат уши заказчиков - семей Соломатиных-Фельзингер.

Александра Рубинштейн

РасследованияЗдоровьеТомск

43417

10.07.2024

«Томскнефть»: съела «дочек», а затем нашла нового гендира

ОА «Томскнефть» ВНК (ОГРН 1027001618918) возглавил Александр Афонин, который ранее был техническим директором ООО «Газпромнефть – Заполярье» (ОГРН 1097746829740). Об этом в своём ТГ-канале написал томский журналист Андрей Остров.

Андрей Игнатьев

РасследованияЭкономика и бизнесТомск

21160

31.05.2024

Компания-Кронос: как «Томскнефть» съела своих «дочек»

Ещё 15 декабря 2023 года акционеры АО «Томскнефть» (ОГРН 1027001618918) решили, что четыре дочерних фирмы нужно включить в состав материнской компании. Недавно реорганизация была завершена. Об этом и о доходах «Томскнефти» за 2023 год – в материале Бабра.

Андрей Игнатьев

РасследованияЭкономика и бизнесТомск

20451

16.05.2024

Миллиарды для «уголовников» или кому отдали фактически все дорожные господряды в Томской области?

В июле 2023 года томские провластные СМИ торжественно сообщили всем о том, что в Томске заработал новый асфальтовый завод, который будет производить качественный асфальт.

Владимир Губанов

РасследованияТранспортЭкономика и бизнесТомск

70972

03.04.2024

«Вира» против мэрии Томска, или Неугомонный Аминов

«Вира» продолжит судиться с мэрией Томска, хотя парковочный норматив для строящегося жилья уже уменьшен (компания этого и добивалась). В чём дело, разбирался Бабр. Итак, восстановим хронологию событий.

Андрей Игнатьев

РасследованияЭкономика и бизнесТомск

22517

20.03.2024

Фельзингер-шоу. Момент не истины

Редакции «Момент истины» давно пора сменить название. Опубликованный на днях сюжет про Томск — тому подтверждение. Все, кто вникал в ситуацию, были в курсе — зачем, по чьей «просьбе» и за чей счет съемочная группа приезжала в Томск.

Александра Рубинштейн

РасследованияСкандалыТомск

43665

21.02.2024

Екатерина Фельзингер: Цирк уехал, клоуны остались

Вроде бы все порядочные люди знают и соблюдают такое правило: нарушил закон — не прикрывайся детьми, чтобы уйти от ответственности. Оно простое, негласное и безусловное. Но «высшему свету», похоже, это правило не писано.

Александра Рубинштейн

РасследованияТомск

135374

09.02.2024

Под "крышей" дома своего: арестованную Екатерину Фельзингер хотят спасти заказными публикациями

В уголовном деле гендиректора ООО «Сантэ» (Группа компаний «Здоровье») Екатерины Фельзингер, обвиняемой в мошенничестве с препаратами для онкобольных, появились новые заинтересованные лица. Журналисты «по вызову».

Александра Рубинштейн

РасследованияТомск

144970

25.01.2024

ТДСК против журналистов: суд как последний аргумент

Уникальная судебная история с «Томской домостроительной компанией» (ТДСК, ОГРН 1027000761040) произошла на днях у издания «Бабр». Бабр давно отслеживает деятельность компании, отдавая должное как ее реальным заслугам на поприще строительства жилья, так и грубые нарушения со стороны ТДСК.

Александра Рубинштейн

РасследованияЭкономика и бизнесТомск

64575

30.10.2023

Завладеть общежитием любой ценой. Компания Левчугова победила?

Общага на (нет, пока не на крови) улице Трудовой, 22 может вновь стать собственностью фирмы «Оазис», которая приобрела это здание вместе с людьми у Томской домостроительной компании. Ранее договор купли-продажи был признан недействительным. Как он превратился в действительный, узнаете из статьи.

Андрей Игнатьев

РасследованияОбществоЭкономика и бизнесТомск

29378

27.10.2023

Лица Сибири

Никаноров Олег

Шагжитаров Валерий

Дудин Максим

Мацуев Денис

Федосеенко Вячеслав

Ершов Дмитрий

Тупицын Алексей

Каландаришвили Нестор

Колмаков Алексей

Дубровин Сергей