Миллионы за неработающие надземки: договорились и обанкротились
В конце марта Департамент капстроительства мэрии Томска выплатил почти 127 миллионов рублей за строительство неработающих надземных переходов на Пушкина. Об этом сообщила заммэра Ирина Ярцева на заседании комитета гордумы по бюджету, экономике и собственности.
Осенью 2012 года в рамках строительства Пушкинской развязки в Томске построили четыре надземных пешеходных перехода. После сдачи проекта выяснилось, что подрядчик, новосибирская компания ОАО «Сибмост», вел работу не по утвержденному проекту, и вообще должен был сделать подземные переходы, а не надземные. На официальных бумагах никаких надземок не нашли – поэтому мэрия отказалась вводить и содержать постройки. Власти предложили компании либо вернуть выделенные на строительство деньги, либо скорректировать проект. В «Сибмосте» возмутились, сославшись на то, что все изменения согласовывались. Постройки законсервировали до лучших времен. За восемь лет эти времена так и не наступили. Мэрия судилась, искала арендаторов для переходов, грозила сносом – но недострои так и продолжали стоять и пылиться. А стороны начали играть в «горячую картошку» – с той лишь разницей, что руки жгла перебрасываемая ответственность.
После предъявления претензий «Сибмост» опубликовал документы, чтобы доказать согласованность строительства надземных переходов с городской администрацией. Под всеми документами стоят подписи бывшего мэра города Николая Николайчука и бывшего начальника департамента капстроительства администрации города Томска Алексея Сафронова. Юридическая сторона вопроса сомнений не вызывает – выглядит все так, будто весь процесс строительства был на постоянном контроле со стороны мэрии и прокуратуры. Правда сам Алексей Сафронов после заявлял, что «не помнит, кто принимал решение о замене подземных переходов на надземные и почему было принято такое решение».
Николай Николайчук впоследствии говорил о том, что по надземным переходам администрацией принимались технические решения, отраженные в протоколах. В этой части проект действительно изменили, чтобы «надземные переходы не парализовали движение на Пушкина, Комсомольском и Дальне-Ключевской». На резонный вопрос журналистов о том, почему в таком случае мэрия и прокуратура утверждают, что «Сибмост» самовольно изменил условия проекта, Николайчук ответил, мол, «не знает, почему так произошло». Один не помнит, другой не знает.
Директор «Мостотряда-101» (филиал «Сибмоста», работавший в Томске) Василий Музалев несколько раз подчеркивал, что проект строительства переходов меняло не предприятие, а заказчик – городской департамент капстроительства. Подрядчика можно понять – люди работали, строили, а в итоге все надо начинать сначала, еще и безвозмездно. Музалев подчеркивал, что компания поставила переходы в стахановские сроки – за год, а не за планируемые три. Работали строители «в пожарном режиме, в таком же режиме корректировали документацию».
Вскоре после этого началась долгая история судебных разбирательств по механизму «сам дурак – нет, ты дурак». В 2013 году власти отказались выплачивать «Сибмосту» деньги для ремонта Дальне-Ключевской из-за претензий Госстройнадзора. Компания вчинила мэрии иск на 148 миллионов рублей и выиграла процесс. Мэрия метафорично в долгу не осталась – в 2015 году подала в Арбитражный суд иск на 155 с половиной миллионов рублей за строительство известных четырех надземок. По словам властей, они готовы были пойти на мировую только в том случае, если бы компания снесла надземные переходы и все же построила подземные. «Сибмост» отказался. В разбирательствах мэрия победила – по решению суда «Сибмост» должен был выплатить в бюджет Томска обозначенную сумму. Один – один. В одном процессе выиграл подрядчик, в другом – власти.
Стороны сговорились на взаимозачете задолженных сумм. Однако к моменту окончания всех судебных тяжб «Сибмост» потонул в долгах еще веренице кредиторов. Мэрия, учитывая тот факт, что компанию в любой момент могут признать банкротом, продолжала настаивать на мировом соглашении. В итоге «Сибмост» сдался – по новым условиям мэрия согласилась взять на баланс старые переходы, немного переделанные подрядчиком. В апреле 2020 года компания завершила полный комплекс работ по обследованию и определению объемов и стоимости работ, обеспечивающих ввод в эксплуатацию переходов. Планам было не суждено сбыться – в мае 2020 «Сибмост» с общей суммой долгов в 8 миллиардов рублей был признан банкротом. Взаимозачет в такой ситуации невозможен. Стороны поменялись местами – мэрия оказалась обязана выплатить «Сибмосту» компенсацию в размере 127 миллионов рублей.
Решение о выплате в пользу «Сибмоста», по словам Ирины Ярцевой, принято «во избежание ежедневных начислений за невыполнение судебного решения». Перевод будет узаконен в бюджете Томска на 2021 год. Однако власти собираются продолжать разбирательства.
Надземки так и считаются «бесхозными» – ввести их в эксплуатацию мэрия не имеет права. Сейчас они находятся в конкурсной массе «Сибмоста». Дальнейшая судьба переходов – отдельная юридическая проблема с неясным решением, непонятными сроками и открытым вопросом: а винить-то кого? Мэрию, которая отказывалась от своих слов, ответственности и в итоге довела ситуацию до того, что из бюджета ушли в никуда такие лишние и ненужные томскому бюджету 127 миллионов? Подрядчика, намутившего странных дел? Кто лжет, а кто говорит правду? И главное - кто действительно пострадал, а кому ситуация только сыграла на руку?