35 призраков среди нас! Сёла Сибири умирают
Эти горожане понятия не имеют, как мы, не городские, живем,
им-то можно нянчиться со своими кошечками да собачками,
будто с малыми детьми. А у нас тут все по-другому.
Если кто попал в беду, мужчина ли, женщина, большой или малый,
мы никого без помощи не оставим,
а городские — они о зверюшках своих любимых заботятся,
а человек хоть зови, хоть плачь — и пальцем не шевельнут, чтоб помочь.
Колин Маккалоу
Про сёла и деревни существует так много прекрасных цитат, пословиц и поговорок. Но вот в новосибирских сёлах нет ничего прекрасного. За последние десять лет с карты региона исчезло 35 населённых пунктов. По каким же причинам происходит такое массовое бедствие?
Не жить, а выживать
Всё очень просто. Да, люди могут жить в любых условиях. Но если в 21 веке у человека нет воды, электричества, социально-культурных объектов, транспорта и связи, где он будет работать? Как искать пропитание? Губернатора, по всей видимости, совершенно не волнует, как будут выживать новосибирцы. В том-то и дело, что не жить, а самым настоящим образом выживать.
Справка! По закону село может считаться упраздненным, если на его территории в течение трёх лет не проживает ни одного жителя.
Так, понятно, план такой: разваливаем инфраструктуру и сокращаем рабочие места, чтобы люди точно не смогли здесь жить. Нет тела — нет дела, как говорят. А в нашем случае, нет села — нет проблем, нет людишек с их вечными проблемами.
Участок-Балта
Да начнём же путь по сёлам-призракам! Наша первая станция — Участок-Балта. Чтобы добраться до этого села, нужно сесть на электричку, которая приходит из Новосибирска в Ояш в 8:40 утра. Но есть проблема: чтобы добраться до самого села, нужно после электрички сесть на автобус, который ходит всего два раза в день. В общем, многие жители Участка Балта просто не могут ездить на работу или возвращаться с неё домой.
В озёрах разводят зеркального карпа, а приезжие платят деньги за рыбалку. Да и в целом, Мошково — административный центр, который хорошо обустроен, даже дорога асфальтирована. Имеются торговые центры, супермаркеты, 15 средних и десять общеобразовательных заведений, одна школа-интернат, тридцать один фельдшерско-акушерский пункт. В районе в общей сумме проживает чуть более 40 тысяч человек.
Людям, которые живут в нескольких километрах от Мошкова, настоятельно рекомендуют переезжать. Но Участок-Балта не выглядит безлюдным. Целый день туда-сюда бегают детишки, а на лавочке что-то бурно обсуждают старики. Местные жители говорят, что им жалко смотреть на запустение села. Но это их дом, и уезжать они не планируют.
Активированный уголь — лекарство от всех болезней
Глава региона, конечно, говорил, что требуется персонал и всё такое. Но не говорил, что оплата труда будет в размере пяти тысяч рублей и то, если выплатят. С оплатой труда в селе всё сложно, именно поэтому местные жители уезжают работать в город.
«Раньше в селе Участок-Балта был не фельдшерско-акушерский пункт, а больница с родильным залом, хирургическим отделением и стоматологом. А сейчас «довезут до города — хорошо, не довезут — подвинься». Есть фельдшер, который предложит тебе таблетку активированного угля. Есть скорая, которая в дождь ни за что не доедет из Ояша — застрянет на полпути», — рассказывают местные жители.
Фельдшер ездит тогда, когда хочет. Будет дождик, ему станет лень, и он никуда не поедет, на средневековье похоже какое-то. Медицины нет, только дедовские методы. Ещё балтинцы жалуются на проблемы с водой, но глава района утверждает, что сбои бывают только летом во время полива урожая, да и вообще, это жители сами не хотят вовремя выплачивать деньги. Да, конечно, всё легче свалить на и без того бедных местных, чем начать что-то делать.
И это проблемы не только названного села, достаточно много населённых пунктов страдают от подобного халатного поведения губернатора и других депутатов. Всем наплевать на сёла, проще просто стереть их с карты и сказать, что там пусто, что там ничего нет. А там есть! Там есть жизнь, там есть люди! В сёлах, к которым наплевательски относятся власти, проживают тысячи людей. Тысячи! Без воды и света, без каких-либо условий на проживание. Область погибает, катится на дно, пока Травников со своими коллегами пьёт дорогущий виски.