Холодная вечность: бессмертие людям подарит морозильная камера
Один из способов, который предлагают учёные для достижения бессмертия — криосохранение.
Эта технология представляет из себя глубокую заморозку тела с целью его дальнейшего возвращения в жизнь. Есть целая область научно-практической деятельности, посвящённая этой технологии — крионика. Кто-то может скептически назвать крионику «лженаукой», кто-то сочтёт её лишней тратой денег, времени и знаний, но попытки воскресать людей после заморозки всерьёз готовы предпринять целые корпорации. Крионика существует, ей посвящаются научные мероприятия. К примеру, мини-конференция «Новые результаты в криобиологии и крионике» прошла в Москве 28 мая 2009 года в рамках Сорок третьего заседания Семинара по трансгуманизму и научному иммортализму.
Современные естественные науки не знают причины, которая бы запрещала сколь угодно долгое продление жизни. Так родилась иммортология — наука о бессмертии. Исследователи, работающие в этой области, предполагают возможность победы над смертью с помощью стволовых клеток, клонирования, трансплантологии, нанотехнологий, генной инженерии, понижения температуры тела, создания компьютерных копий сознания и других методов. Однако, все эти способы не дают стопроцентной гарантии вечной жизни или хотя бы долголетия.
Методы крионики позволяют сохранить тело человека до тех пор, когда науке станут известны способы его воскрешения. Такое сохранение предполагает создание условий, при которых тело не будет подвержено разложению микроорганизмами. Достигается это при заморозке тела или его частей до температуры жидкого азота (-196 градусов по Цельсию).
Крионика объединяет в себе криобиологию, криогенную инженерию и практику клинической медицины. Цель этого направления — перенос только что умерших или обреченных на смерть пациентов в тот момент в будущем, когда станут технически доступны способы восстановления клеток и тканей и, соответственно, появится возможность полноценно запустить все функции организма. Учёные считают, что этому могут помочь нанотехнологии, — в частности, наномедицина и молекулярные нанороботы.
В настоящее время специалисты положительно оценивают перспективы крионики. В 2003 году журналом New Scientist была организована викторина, главным призом которой стал контракт на криосохранение тела после смерти. В 2005 было опубликовано открытое письмо в поддержку крионики, подписанное 56 крупными учеными. Письмо, в частности, гласило: «Существует реальная возможность того, что криосохранение, совершённое сегодня в оптимальных условиях может сохранить нейрологическую информацию, достаточную для будущего восстановления человека до полностью здорового состояния».
В коммерческом масштабе криоcохранением занимаются уже несколько фирм по всему миру. «Замороженных» — несколько сотен. Ходят слухи, что в их рядах немало известных личностей, в частности, художник Сальвадор Дали. Организация, практикующая криосохранение, есть и в России.
Московская компания «КриоРус» предлагает услуги по заморозке тел с 2005 года. Трое желающих уже нашлось. «Крионика в России легальна — человек имеет право сам определять условия своего сохранения после смерти. Законы не запрещают сохранение тела подобным образом в России, или отправку его в иностранные криофирмы», — сообщают представители компании.
Клиентам предлагается написать завещание на любой из способов крионирования: заморозка мозга (или головы), заморозка тела пациента или криосохранение в американском Институте Крионики. Стоит такой путь к бессмертию относительно «бюджетно» — от 10 до 50 тысяч долларов США. Согласно прогнозам, оживление замороженных пациентов может состояться уже в 2030—2050 годы. Считается, что к тому времени крионированному мозгу смогут вырастить новое тело, а целиком замороженных клиентов реанимируют, вылечат и омолодят.
Вот так, казалось бы, «прост» путь к бессмертию. Банковский перевод, «вечная мерзлота» и новые открытия. Однако возникает вопрос: будет ли душа у размороженного тела? Этот вопрос учёным неподвластнен. И пока остаётся ждать, что наука всё же выйдет на тот уровень, когда смерть перестанет быть приговором, а станет вполне понятным и излечимым диагнозом.