Инсайд. Владимир Путин и оценки за поведение
Не пугайтесь, никто не собирается оценивать нашего дорогого президента и его поведение. Речь о школе.
Во время заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Владимир Путин несказанно удивился, узнав, что в современных российских школах нет оценок за поведение. Напомним, в конце июня глава СПЧ Валерий Фадеев предложил ввести в российские школы оценки за поведение и не допускать до экзаменов тех, кто получит за него двойку. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявлял, что он концептуально поддерживает введение оценок за поведение.
Оценка за поведение была введена ещё в дореволюционных школах Российской империи и в неизменной форме сохранялась вплоть до 1989 года. Отметим, что советская школа, будучи не в состоянии изобрести что-то своё, многие десятилетия копировала напрочь устаревшую дореволюционную систему общего школьного образования, со всеми её древними методиками, перекосами и учебными программами уровня середины XIX века. Следствием стал не только ничем не подтверждённый мем "советское образование лучшее в мире", но и глобальное отставание страны в сфере науки и технологий.
Мотив отмены оценки за поведение в 1989 году во всех школах страны был понятен и однозначен. Школа должна давать ребенку знания, и не вправе влиять на моральные и идейные принципы, которые формируются в семье под влиянием всего общества. Оценка за поведение же не имеет отношения к уровню знаний, и является сугубо воспитательным методом воздействия на мировоззрение ученика. Именно поэтому оценка за поведение естественным образом умерла вместе с коммунистической идеологией.
Основные задачи школы как инструмента предоставления образовательных услуг были неоднократно подтверждены на законодательном уровне в России после 2000 года. В ходе всех реформ у учителя окончательно отобрали воспитательную роль и оставили лишь образовательную. В настоящее время учитель не имеет права ставить отрицательную оценку не за знания, а за поведение ученика, а единственная функция учителя - давать знания.
В случае возвращения оценки за поведение необходимо будет признать и то, что учителю придана дополнительная воспитательная функция. А это потребует перестройки всей парадигмы и методологии школьного образования, и смены педагогической концепции (включая программы и учебники педагогических вузов) в масштабах всей страны.
Странно, почему это не понимает министр образования, который в худших традициях просто отдал честь и согласился с возвращением оценки за поведение. Однако разгребать плоды необдуманных реформ в образовании придется именно ему.
Между тем Владимир Путин уже высказал мнение, что оценка за поведение в школе должна быть равноценной с другими отметками. Очевидно, что мнение президента де-факто является приказом и будет исполнено. Однако для этого исполнения потребуется сущая малость: возвращение в школы идеологии и назначение учителей проводниками этой идеологии. А для этого нужно, чтобы учителя, во-первых, согласились на это, а во-вторых, и это гораздо сложнее, были способны играть такую роль. Между тем уровень идеологии у самих учителей, как и её наличие в принципе, зачастую вызывает серьезные сомнения.