Царства рушатся от чрезмерных налогов
Федеральная налоговая служба порадовала нас своим новым сервисом «Проверка чеков». Этот мобильный сервис не то разрабатывается, не то уже разработан, в прессе по этому поводу противоречивые сообщения. В нем хранятся чеки с электронных касс, которые можно проверить при необходимости.
Пользователи этой системы обнаружили, что в ней уже собраны данные с июня 2018 года и включают в себя, как минимум данные о покупках с доставкой, данные о поездках в такси, и данные о расчетах за телефонную связь и Интернет. То есть, ФНС уже сейчас знает весьма многое о личной жизни налогоплательщика. В принципе, не столь трудно добавить в эту систему банковые карты (сведения о которых в ФНС также есть, поскольку любая карта имеет банковский счет, информацию о которых передают в налоговую), и тогда в этой системе хранения чеков будут почти все или все без исключения траты и покупки каждого конкретного физического лица.
Это создает возможность сличить доходы и расходы. Например, лицо отчиталось по доходу одного размера, а совершило покупок и расходов на сумму, значительно большую, что говорит о том, что у него есть еще какой-то доход, не подпавший под обложение. Я себе представляю горящие глаза чиновников центрального аппарата ФНС РФ – у них возможность всех вывести на чистую воду.
Но не спешите радоваться. Налогообложение – это чувствительный политический вопрос, от которого напрямую зависит такое важное дело, как лояльность населения власти. Чрезмерно высокие налоги не раз были причиной бунтов, мятежей и даже свержения власти. Например, царь Борис Годунов в голодные (это когда было распространенное людоедство) 1600-1602 годы устроил сбор денежных податей сполна, без отсрочек и немедленно. В тех городах и уездах, где налоги не платили, царь приказал устроить «правеж», то есть выбить деньги силой. Как итог – разбои, в том числе самого известного отряда Хлопко, действовавшего в пригородах Москвы. В бою с ним погиб окольничий Иван Басманов, сын известного опричника. Потом царь в апреле 1605 года умер (скорее всего, был отравлен), и начался в Московском государстве всеобщий мятеж, прозванный Смутным временем. Люд был морально готов признать кого угодно царем, даже самозванца латинской веры, лишь бы прекратили мучить смертным голодом и налогами.
Историю иногда нужно напоминать налоговикам, чтобы они понимали: во избежание бунта и недовольства налог должен быть посильным, и уж во всяком случае не вырывать кусок изо рта. А это, между прочим, будет происходить часто, если ФНС бросится на поиски «укрываемых доходов». Вот я как раз опишу типичный пример такого «укрываемого дохода». Недавно, когда бывший глава ФНС РФ, а теперь премьер-министр Михаил Мишустин объявил, что ему нужны реальные данные о зарплатах учителей. Череповецкие учителя и показали несколько зарплатных платежек. Заработная плата от 20 до 28 тысяч рублей (после уплаты НДФЛ). Коммунальные платежи в Череповце – около 7 тысяч рублей за двухкомнатную квартиру. Итого на все расходы на месяц 21 тысяча рублей. Прожиточный минимум в Череповце на 3-й квартал 2020 года: трудоспособные – 12 808 рублей, дети – 11 818 рублей. Как видим, даже с одним ребенком на жизнь учительской зарплаты не хватает.
Но ведь учителю нужно не только что-то съесть. Нужно прилично одеться в школу, нужны расходы на различные нужды, в числе и профессионального свойства, нужен отдых, наконец. Ввиду явной нехватки зарплаты учитель стремится заработать что-то еще: репетиторством, уроками, консультациями. Оплата или наличными, или простым переводом на карту, то есть не по договору оказания услуг. «Укрываемый доход», который налоговики хотели бы обложить.
Но если потребовать от такого учителя заплатить налог за разницу между полученным по зарплате и потраченным, это будет как раз вырывание куска изо рта, вполне в духе почившего царя Бориса Годунова. Этот «укрываемый доход» весь и без остатка идет на прожитье, а не на обогащение.
И вообще, так полстраны живет. Официальный доход очень мал, и необходимое до сколько-нибудь приличного уровня жизни граждане страны добирают с помощью различных неофициальных работ и услуг, всякого рода «серой» занятости. А что делать? Власть ведь не позаботилась о том, чтобы у любого была возможность заработать. У нас ведь простой гражданин отрезан от экономических ресурсов: землю ему нельзя, воду и водные биоресурсы – нельзя, лес – нельзя, полезные ископаемые – нельзя. И за все сначала заплати.
Если ФНС откроет охоту на подобного рода мелкие неофициальные доходы физлиц, то несомненно пожнет в качестве результата массовое падение лояльности населения к власти. Оно может выразиться не только в открытом бунте, но и в скрытом сопротивлении. Это когда люди, не имея возможности открыто сопротивляться, затаивают обиду, выжидают благоприятного момента, чтобы ударить по ненавистной власти. Как показывает исторический опыт, люди могут носить камень за пазухой годами и десятилетиями, ничем не проявляя своих намерений.
Мишустин и его помощники по ФНС, по возрасту должны хорошо помнить, как в СССР убежденно затирали за марксизм-ленинизм. И должны помнить, что потом за защиту Советской власти никто не вышел. Вот это оно и есть. Люди припомнили множество мелких унижений. Надо повторять этот негативный опыт?
Иллюстрация: картина Томаса Коула "Крушение"