Реформы Путина: самодержавно
Президент Владимир Путин пытается вдохнуть жизнь в замшелое здание российской государственности. Кто-то назовет это реформами, но на самом деле речь скорее идет о большой перетасовке колоды, где главная цель — укрепление существующей системы власти.
15 января 2020 года Владимир Путин отправил Правительство РФ в отставку и объявил о внесении ряда существенных поправок в Конституцию страны, ее основной закон.
Почему сейчас?
Конечно, сложно гадать относительно резонов, которые закладывает Владимир Владимирович в то или иное свое решение, — голова президента это своеобразный черный ящик, доступа к которому нет, кажется, даже у самых приближенных людей в Кремле. В этом смысле Россия давно вернулась в привычное для себя состояние самодержавия, где какие бы то ни было существенные сдвиги в политике — внутренней или внешней — происходят только и единственно в формате «царского указа».
Тем не менее, изменение Конституции и досрочная отставка Правительства — безусловно, события экстраординарные, особенно на фоне застоя последних пяти лет. Почему именно сейчас? Изобразим ответ, который представляется логичным: потому что сейчас подходящее для этого время. До новых президентских выборов больше четырех лет, до выборов в Госдуму — больше полутора. Ситуация в экономике и на международной арене относительно стабильна, в последнее время не случалось крупных терактов, техногенных катастроф или природных бедствий. Во всех отношениях удобный момент, чтобы трансформировать административную машину под новые задачи.
Правительство Дмитрия Медведева критиковали все, включая вполне лояльных представителей номенклатуры. На самом деле отставка кабинета напрашивалась еще в 2018 году, сразу после пенсионной реформы, но тогда это могло быть воспринято, как уступка общественному мнению, чего Путин очень не любит. Сейчас — иное дело, непопулярное Правительство отправляют в утиль, честно признавая, что почти по всем направлениям оно провалилось. А Путин в белом. Хотя это были его люди и его направления.
И буквально два слова про Дмитрия Анатольевича — абсолютнейший бездарь, отягощенный, к тому же, рядом заметных личных комплексов и менее очевидных (но тоже имеющих свои подтверждения) вредных привычек, включая, как говорят, хронический алкоголизм. За полтора десятилетия в высших эшелонах федеральной власти Медведев показал себя как слабый политик, неумелый управленец, человек больших замашек и малых талантов. Пожалуй, единственная причина, почему это недоразумение до сих пор сохраняет за собой статус формального Преемника №1 — личная преданность и доверие к нему со стороны президента Владимира Путина. Вообще говоря, не ахти какое достижение, но в монархических конструкциях вассальная присяга и умение всегда держать стороны сюзерена — не пустой звук.
Почему так?
Здесь мы, опять же, находимся в поле догадок, но почти вся современная политология в России — это догадки и анализ слухов. Так что не будем требовать от себя и других слишком многого.
Новое Правительство возглавит глава ФНС Михаил Мишустин, опытный управленец, относительно удаленный от всех основных властных группировок. При это он скорее ближе «светской» части в окружении Путина, нежели силовой. Это важно и это показывает, что на данном этапе Владимир Владимирович еще не считает возможным опираться только и исключительно на спецслужбы.
Мишустин — жесткий, холодный менеджер без особых скелетов в шкафу. При этом он абсолютно лишен политических амбиций и в преемники его не рассматривают. Ожидается, что при нем Правительство РФ превратится в чисто техническую структуру по аккумулированию, перераспределению и расходованию бюджетных средств. Основные направления: дальнейшая накачка социалки, усиление фискального контроля, нацпроекты. Чудес здесь ждать не стоит, как и пресловутого прорыва. Как и любых больших реформ — сложившаяся при Путине экономическая модель давно себя зарекомендовала, все ее слабые места хорошо известны, и не таким людям, как Мишустин, эту систему менять. Его задача —поддерживать систему и по возможности наполнять содержанием.
Куда интересней заявленные Путиным изменения Конституции. Не столь важно, как именно поправки будут приведены в жизнь — это, в конце концов, больше политтехнологическая операция. Содержательно здесь стоит обратить внимание на следующее:
— Установка приоритета национального права над международным. Очевидный сигнал к дальнейшей «суверенизации» и изоляции России.
— Закрепление в Конституции статуса Госсовета, как одного из высших властных институтов. Именно Госсовет может стать новым базисом, на который собирается опереться Путин.
— Ослабление президентского и премьерского постов. Постановка их под частичный контроль Госдумы. В частности, Госдума будет утверждать премьер-министра и состав кабинета.
При этом Владимир Путин в любом случае остается во главе Совета безопасности, а под Дмитрия Медведева специально создают пост первого заместителя, то есть связка Путин-Медведев сохраняется, а Дмитрий Анатольевич, если брать во внимание административную сторону вопроса, идет не на понижение, а на повышение, становясь вторым силовиком в стране и ключевой фигурой в структуре национальной безопасности.
Что будет дальше?
В краткосрочной перспективе — борьба за посты внутри нового Правительства и передел сфер влияния в высших эшелонах власти.
В среднесрочной — мощные бюджетные вливания в социалку; попытки бороться с бедностью, «национализация» элит; упразднение местного самоуправления, как независимой ветви власти; перекладывание все большей ответственности на губернаторов.
В долгосрочной — постепенная утрата политической субъектности Правительства и, возможно, поста президента. Очевидное смещение центра принятия ключевых решений на уровень Совбеза, Администрации президента и легитимация этих решений через Госсовет. Усиление Думы, но больше декоративное, ведь согласованное с депутатами Правительство в новой конфигурации самостоятельной роли играть не будет.
Все перечисленное — подготовка к так называемому трансферту власти, по итогам которого Владимир Путин покинет пост президента, но сохранит (де-факто) контроль над управленческим аппаратом через Совбез и Госсовет. Не исключено, что эта трансформация будет завершена не дожидаясь 2024 года. В этом месте сразу возникают ожидания досрочных выборов в Госдуму (осенью 2020 года или в первой половине 2021-ого) и, возможно, даже выборов президента (не ранее осени 2021 года).
БАБР продолжает следить за развитием событий.