Телефоны в школах: понимание пришло, а мыслей нет
Российские чиновники, отвечающие за образование и здоровье детей, спустя 20 лет после появления в стране сотовой связи вдруг озарились пониманием того, что смартфоны и мобильные телефоны могут отвлекать школьников от учебного процесса.
Но что именно делать и как решать назревшую проблему чиновники придумать так и не смогли. Именно поэтому рекомендации, направленные в школы и региональные министерства накануне нового учебного года, столь расплывчаты и неконкретны.
Напомним, началось всё 4 июля с заседания Совета при президенте России по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, в ходе которого спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко потребовала до начала учебного года решить вопрос с запретом учащимся приносить в школы мобильные телефоны, поскольку те отвлекают от учебного процесса и мешают «движению на переменах», а в школах их хранить негде.
Выполнение воли спикера было поручено главе Роспотребнадзора Анне Поповой.
Та, разумеется, взяла под козырёк, пообещала привлечь Рособрнадзор и Академию образования (впоследствии её вполне логично, но не вполне продуктивно заменило Минпросвещения), создать совместную рабочую группу и через месяц отрапортовать.
Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Тем более что сама Матвиенко в разговоре с журналистами после заседания поубавила пыл и заявила, что жёсткими запретительными мерами столь деликатную проблему не решить. Как именно решить, она, разумеется, не подсказала.
Не добавили прыти Поповой и компании и результаты опросов общественного мнения. Если ВЦИОМ выдал поддержку запрета на телефоны в школах на уровне 67 %, то цифра от проекта Дети Mail.ru гораздо меньше – 57 %. При этом 87 % респондентов считают, что телефон ребёнку необходим для постоянной связи с родителями и запрет на его использование возможен только на время урока.
В результате так и не придумавшие ничего оригинального деятели трёх привлечённых ведомств в муках родили совместные методические рекомендации, чуть не главным пунктом которых стал обязательный беззвучный режим на территориях школ.
«Органам управления образованием регионов и муниципалитетов, а также школам рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, а также педагогическими работниками и родителями. В частности, рекомендуется предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию, а также ограничить использование школьниками устройств мобильной связи во время учебного процесса», – говорится в пресс-релизе Рособрнадзора.
Далее школам рекомендуется самостоятельно (при необходимости и возможности) предусмотреть места хранения мобильных телефонов, а также согласовать способы коммуникации родителей с учениками.
Как заверил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, о тотальном запрете речь ни в коем случае не идёт, и всё вышеизложенное – всего лишь рекомендации. Что, впрочем, и без его разъяснений было понятно. Наши чиновники в очередной раз обозначили бурную деятельность без определённых результатов и последствий из серии «нам поручили – мы отчитались».
Ярчайший пример переливания из пустого в порожнее по велению левой пятки взбалмошного и оторванного от реалий руководителя. Потому что вопрос с мобильными телефонами давно и просто решается на уровне конкретного учителя, не менее конкретного класса и, допустим, родительского комитета. Без каких-либо расплывчатых и никому не нужных методических рекомендаций.
Например, вот так:
Фото: shutterstock.соm, rajce.net