Григорий Ревзин

© ПОЛИТ.РУ

ОбразованиеРоссия

2968

06.03.2013, 15:25

Единый учебник истории как сказания о лучших героях второго плана

Идея единого учебника истории, за которую теперь взялись на самом высоком уровне, вызвала дружное беспокойство думающих и чувствующих людей в том смысле, что теперь будут устранены все разночтения.

А я считаю, надо посмотреть в будущее, где так или иначе придется его сочинять, и озаботиться проблемой одночтения. Не в смысле того, как его достичь административными методами – это более или менее понятно – а в смысле того, что будет написано.

Я хочу сказать, что дело это понимается поверхностно, только в том смысле, что Сталин был не так плох, как его малюют, и еще надо подчеркнуть руководящую и созидающую роль РПЦ. Это поверхностное понимание задач, как мне кажется, проистекает из того, что люди вообще не помнят, чего в этих учебниках написано, да и вообще чего было. Между тем, эта история состоит не из одного Сталина, там на каждом шагу совсем не то, чего надо.

Смысл учебника истории как государственного института заключается в легитимации нынешней ситуации, и надо показать, что нынешнее устройство органично вытекает из предшествующего исторического развития и является единственно возможным его итогом. Владимир Владимирович и высказался в том смысле, что учебные пособия должны быть «рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого». То есть хотя про Владимира Святославича должно быть рассказано занимательно, с элементами «в гостях у сказки» для младших школьников, а про Юрия Владимировича Андропова серьезно, с элементами «ТАСС уполномочен заявить» для старшеклассников, все равно должна быть в этом деле какая-то «логика непрерывности», так, чтобы один органично вытекал из другого. Так вот, давайте взглянем на существующий материал с этой точки зрения.

Вообще-то история как тип знания основывается на двух нарративах. Изначально это повествование о деяниях богов и героев. Сами деяния могут описываться по-разному, по принципу «пришел, увидел, победил», как у Цезаря, или с элементами проникновения во внутренний мир героя, как у Тацита, но все равно это рассказ о богах и героях. Движущей силой истории тут полагаются свойства характера героя, проистекающие или из особенностей его темперамента, как у Светония, или из разных впечатлений гнетущего свойства, полученных героем в детстве и юности, как у Шекспира. Так историю рассказывали долго, собственно до эпохи романтизма, когда появился второй тип нарратива, повествование о судьбе народов. Которые живут коллективно, а если у них случаются отдельные от коллектива боги и герои, то в порядке выражения народного духа. В этом случае потребность народного духа в самовыражении вообще полагается движущей силой истории.

Казус, который случился в России, заключался в том, что мы только-только стали рассказывать русскую историю как повествование о богах и героях, как уже случился романтизм. Василий Никитич Татищев написал первую историю, Михаил Васильевич Ломоносов успел подобрать самые интересные из нее сюжеты для возвеличивания, а тут нарратив и сменился. Работа их была не доведена, и если вспомнить ломоносовские «идеи для живописных картин из российской истории», то дай бог четвертая часть из них пригодилась для настоящего возвеличивания в античном стиле.

Ну хорошо, «Олег, угрызен от змея, умирает», «Победа Александра Невского над немцами ливонскими на Чудском озере», «битва Пересвета с Челубеем» - это можно, это да, это потом развилось и в живопись, и в поэзию, и в кинематограф. А некоторые сюжеты остались неразвитыми – возьмите «Олег-князь приступает к Царюграду сухим путем на парусах, напереди, в судне особливом сидя, повелевает; множество парусов между кустарниками; колеса под судами; инде припряженные лошади». Или вовсе мертворожденными - вспомните «царицу Сумбек, по смерти царя казанского Сафакирея, взятую из Казани с сыном и с бесчисленным богатством в полон и приведенную в Москву к царю Ивану Васильевичу».

Я хочу сказать, что у них русская история выглядела на деяния богов и героев еще бедноватою, в образцовой античной-то тебе и Лукреция, и Клеопатра, и Мессалина, а у нас покамест только Рогнеда да царица Сумбек, обе с характером неясным, да и даже не расписано, какие раскрасавицы. И тут наступил романтизм.

Николай Михайлович Карамзин придумал, что суть русской истории – в движении русского народа к самодержавию и православию, из чего потом выросла уваровская триада, а Александр Сергеевич хоть и явил нам в «Борисе Годунове» образы не хуже шекспировских, но объяснил их деяния не силой страстей, а вовсе даже «мнением, да мнением народным». В результате вместо богов и героев получились народные чаяния, движения и типы.

Сложилось два нарратива чаяний, находящихся в отношениях дополнительной дистрибуции – в смысле одно не пересекалось с другим по времени. Одно такое чаяние, что русский народ хочет нести свет миру, отчего вынужден наказывать темных супостатов, и освобождать другие народы, во тьму к супостатам попавшие. Второе чаяние заключалось в том, чтобы избавиться от своих неприятностей, от того, что Виктор Пелевин идиоматически сформулировал как: «Россия есть механизм для превращения солнечной энергии в народные страдания». Дополнительная дистрибуция реализовывалась по толстовской формуле «Война и мир», военные главы истории описывались как чаяния светонесения зарубеж, а мирные – как чаяния избавления от народных страданий.

Эта схема протянулась через весь XIX век, а в советском ХХ преобразовалась в большевистский синтез, где власть разом и несла свет всему миру, и избавляла народ от страданий. Причем поскольку легитимация власти основывалась на революции, вся история оказалась написана как беспрерывное движение от одного бессмысленного и беспощадного народного бунта к другому с краткими перерывами на победоносные войны. Это канон русской истории, и какие бы разночтения там ни случались, они все вертятся вокруг этого канона. И отсюда очевидно, что эта история никуда не годится.

Можно из нее вывести, что в итоге появляется Владимир Владимирович с друзьями? Нет, а в результате тогда получается, что он – неорганичное явление. И этой ереси будут учить в школах. Добро еще как сейчас, когда есть разночтения, а когда случится единый учебник? Это ж получится как с европейским образованием в колониях, где французы и англичане всюду насадили школы, преподавали там свободу, равенство и братство, а в результате выучились Ганди и Лумумбы. Нам такое надо?

Нам нужно, чтобы народ был по жизни в истории не при чем, но гордился. То есть нужно возвращаться к нарративу деяний богов и героев, к шекспировскому «я смею все, что смеет человек, и только зверь на большее способен». Тогда современность могла бы достойно увенчивать славный ряд. Некоторые усилия в этом направлении делались – историки в последнее время определили как неплохого менеджера, Сталина, Петра I, Ивана Грозного. Однако же это получается прискорбно мало приличных менеджеров на всю русскую историю. Нужна непрерывность российского госменеджмента, взаимосвязь всех его этапов, уважение ко всем менеджерам нашего прошлого, а тут – работать и работать.

Возьмите того же Олега, отправившегося на приступ Константинополя сухим путем на парусах, которого предлагал увековечить Ломоносов. Как царская причуда это впечатляет, но с менеджерской точки зрения тут есть вопросы. Хорошо, приплыл он к Константинополю, посмотрел, увидел, что порт хорошо обороняется, напал с другой стороны – адекватный анализ оперативной обстановки с элементами русской хитринки. Досюда все понятно, нормальные герои всегда идут в обход. Но какого черта, нападая по степи, он потащил с собой корабли через кустарники? Боялся оставить? Что уведут? Что свои уплывут от греха подальше? Нет, ну чисто так по-менеджерски говоря – что ему в голову-то стукнуло? Или это вроде полета со стерхами? Это же надо как-то объяснить, чтобы включать в единый учебник. Или не включать, пропустить. Но с другой стороны, так ведь почти всю историю придется пропускать – мало ли кому из русских героев вожжа под хвост попадала?

Можно как-то историософически и философски рассмотреть дело. Например, ввести тезис о непогрешимости госменеджмента по образцу догмата о непогрешимости римского Папы. Мы осуждали католиков за этот догмат, но они-то говорят о главе церкви, а мы могли бы – о главе государства, и получилось бы, что они, как водится, дураки и схизматики, а мы в шоколаде. Сразу, конечно, этот тезис не введется, но постепенно, через учебники, патриарха и парламентских едросов это можно было бы втолковать электорату. Можно бы и развить, Кургинян бы мог. Надо обосновать апофатическое понимание русского госменеджмента, через отрицание – как бес-смысленное, бес-пощадное и вообще уму непостижимое управление. Тут, кстати, есть и возможности проследить линию преемственности с современностью.

Но, честно говоря, это все-таки хотя и перспективно, но не самое важное. Дело в том, что современная ситуация в России довольно-таки необычна. Все же верховные правители России, даже сугубые неудачники, вроде Петра Третьего или Павла Первого, не говоря уж о по-настоящему эффективных менеджерах – они все были отягощены несбыточными идеями. То им «щит на вратах Царьграда», то «Москва – третий Рим», то «коммунизм во всем мире» – ну вы помните эти закидоны. Сейчас же один из редких моментов в русской истории, когда ничего такого в помине нет. У нас такие нормальные, реалистические такие ребята, ну, адекватные, словом, пацаны. Без вот этого вот, знаете ли, придурковатого оттенка. Это у нас таких ребят у власти еще не было. Приближались к этому в позднесоветское время, когда Андропов царем стал, но и то ж у них над политбюро витал какой-то геронтологический страх божий, а Юрий Владимирович сам прямо и заявил: «Мы не знаем общества, в котором живем и трудимся». Это у него было переложение тютчевского «умом Россию не понять» на понятный язык партии и правительства.

А наши-то другие совсем, они, наоборот, реально так прикинули, и в общем видят, что чего думать-то, все ж понятно. Нефть есть – это факт. Газ есть – это факт. Как следствие бабки есть – это факт, приятный. Несогласные есть, но это не факт, а говно. Вот пиндосы есть, это факт. Неприятный, но прорвемся.

Не то, что у нас таких вообще не было, но они никак не могли выйти на первые роли, все время паслись на вторых. Добрыня при Олеге, Малюта при Иване, Меньшиков при Петре, Пален при Павле, Аракчеев при Александре, Бенкендорф при Николае, Лаврентий при Иосифе – они всю дорогу были, но все не давалось. А теперь как раз далось. Вот это и надо показать в едином учебнике истории. Это мог бы быть особый нарратив истории, сказания не о главных героях, а лучших героях второго плана.

Мне видятся такие картины. Например, Добрыня по-доброму советует князю Олегу не пинать ногами лошадиный череп, Малюта по понятиям советует Ивану не убивать сына, Меньшиков по жизни советует Петру не пить, и сам обещает завязать, Пален по-хорошему советует Павлу не посылать донских казаков для завоевания Индии, Аракчеев сердечно предостерегает Александра от поездки в Таганрог, Бенкендорф прогрессивно рекомендует Николаю построить железную дорогу в Москву, Лаврентий тайно при товарище Сталине вынашивает планы амнистии. Ну и венец всего этого дела. У Ломоносова, кстати, есть один сюжет на эту тему, но только один – «Совет Владимиру от духовенства» – «Великий князь Владимир, приняв крещение, стал весьма кроток, отпускал вины и свобождал разбойников от казни. Митрополит, с архиереями собравшись, увещал государя». Это хороший сюжет, подчеркивает роль РПЦ в том смысле, что она всегда в одном направлении вразумляет.

Так, я считаю, должен получиться новый учебник русской истории. Интересный, новый совсем, и движущая сила ее, кстати, понятная стала. Это неуклонная борьба адекватных пацанов за вменяемость верховной власти. До того момента, пока им не понялось, что ни фига она не вразумляется. И тогда они сами органично стали верховной властью.

Григорий Ревзин

© ПОЛИТ.РУ

ОбразованиеРоссия

2968

06.03.2013, 15:25

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=112831

Bytes: 12052 / 11978

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Григорий Ревзин.

Другие статьи в рубрике "Образование" (Россия)

Блогнот. Отменять надо ОГЭ, а не ЕГЭ

В системе государственной итоговой аттестации наиболее слабое звено вовсе не ЕГЭ (единый государственный экзамен по итогам 11 лет обучения), которое различные популисты на словах все время пытаются отметить, а ОГЭ – основной государственный экзамен по итогам 9-ти лет обучения в школе.

Андрей Шалимов

ОбразованиеРоссия

2884

15.01.2025

Инсайд. "Болонская система" приказала долго жить

Российские высшие учебные заведения (ВУЗы) перейдут на новую систему высшего образования с 1 сентября 2026 года, сообщает пресс-служба Минобрнауки. К этому времени министерство планирует подготовить и утвердить соответствующие нормативные правовые акты.

Николай Головин

ОбразованиеРоссия

3634

10.01.2025

Инсайд. Учитель борется с ленью

Регулярно натыкаясь на мнение, что учителя можно безболезненно заменить телевизором или компьютером, я раз за разом задумываюсь, а какие, собственно, уникальные функции выполняет учитель в школе или преподаватель в университете (пост касается и тех, и других, пусть и с разными оттенками).

Николай Головин

ОбразованиеРоссия

3946

27.12.2024

Инсайд. Колоссальная работа по исполнению НП «Образование». Где результаты?

Зампред Правительства Чернышенко и Министр просвещения Кравцов провели Всероссийское совещание для руководителей уполномоченных исполнительных органов субъектов РФ в сфере образования.

Владимир Морозов

ОбразованиеРасследованияРоссия

14029

24.12.2024

Инсайд. Владимир Путин и оценки за поведение

Не пугайтесь, никто не собирается оценивать нашего дорогого президента и его поведение. Речь о школе. Во время заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Владимир Путин несказанно удивился, узнав, что в современных российских школах нет оценок за поведение.

Николай Головин

ОбразованиеОбществоРоссия

4521

12.12.2024

Инсайд. Платное образование — значит плохое?

Из-за дефицита учителей муниципальные школы зачастую неспособны дать даже базовые знания по многим предметам (возьмём хотя бы физику), не говоря уже о подготовке к сдаче ЕГЭ на высокий балл. Неравнодушные родители ищут альтернативы, поэтому рынок репетиторов и частных школ растёт как на дрожжах.

Николай Головин

ОбразованиеРоссия

3174

10.12.2024

Учреждена именная стипендия Андрея Мельниченко

Фонд Мельниченко объявляет о запуске Стипендиального конкурса для успешных студентов высших и средних специальных учебных заведений на 2024-2025 учебный год. Победители получат именную стипендию Андрея Мельниченко.

Саша Савельева

ОбразованиеЭкономика и бизнесРоссия

14225

20.09.2024

В кузбасских «Центрах талантов. ФМ» начинается учебный год

В Центрах талантов Фонда Мельниченко, работающих в системе дополнительного образования в 10 городах России, начинается новый учебный год. На территориях присутствия компаний СУЭК действуют три Центра талантов: «Кемерово», «Киселевск» и «Ленинск-Кузнецкий».

Саша Савельева

ОбразованиеЭкономика и бизнесРоссия

12501

16.09.2024

Инсайд. Конкурс, недобор и пролетарская смекалка

Всегда испытываю лёгкий испанский стыд, когда читаю бравые пресс-релизы об уровне конкурса среди поступающих в университеты. Далёкий от высшего образования обыватель должен быть поражён и восхищён тем, что в соседнем вузе средней руки наблюдается конкурс 20-30 человек на место.

Василий Чайкин

ОбразованиеРоссия Томск

4461

26.07.2024

Инсайд. Никаких прорывов в оплате школьных учителей ждать не приходится

Вариант решения проблемы нехватки учителей в школах через повышение оплаты труда педагогам не рассматривается. Данные Росстата и Минпросвещения показывают не только значительную разницу в заработных платах учителей по регионам, но и крайне низкий уровень оплаты труда педагогов.

Василий Чайкин

ОбразованиеРоссия

5651

02.06.2024

Инсайд. "ОДНКНР" в российских школах больше не будет

Министерство просвещения России предлагает исключить из школьного курса учебный предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР). Причину такого демарша Минпросвет не поясняет, однако она очевидна.

Василий Чайкин

ОбразованиеРоссия

9934

20.01.2024

Выбрать свой путь: ученики российско-монгольской школы строят карьеру благодаря победе в конкурсе

В мае 2023 года в Совместной российско-монгольской школе при посольстве РФ в Улан-Баторе состоялся конкурс школьных проектов для учеников 11 классов. Конкурсанты представили работы по защите прав человека, спасению животных и градостроительству.

Денис Большаков

ОбразованиеОбществоМонголия Россия

6206

05.12.2023

Лица Сибири

Воронов Яков

Никитина Татьяна

Зайцев Илья

Жукова Илона

Костин Александр

Власенко Михаил

Ерахтин Евгений

Соломатина Татьяна

Мутко Виталий

Базаров Борис