От «программы Грефа» к «программе Кудрина»
Бывшего министра финансов сделают новым идеологом нереализуемых реформ.
Похоже, Владимир Путин решил переложить ответственность за те самые реформы, которые давно уже считаются «неизбежными» и которые национальному лидеру не хочется осуществлять, потому что они портят ему загар, на Алексея Кудрина. Слухмейкеры утверждают, что бывшему вице-премьеру и министру финансов, которому не позволили стать премьером и провести структурные преобразования в экономике страны, дали шанс превратиться в идеолога этих реформ: якобы он будет отвечать за координацию работы над доводкой стратегии-2020, над которой бьются отборные экономические умы под руководством ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и ректора Академии народного хозяйства Владимира Мау.
Это логично. В прежней комбинации, стань Кудрин премьером, все беды экономики можно было бы списать на его антинародную политику, а затем с треском уволить. Загар и рейтинг остались бы нетронутыми. Но нельзя же такого лакомого агнца на заклание преждевременно сбрасывать с корабля современности. Точнее, можно, но теперь желательно это сделать второй раз, когда выяснится, что техногенные катастрофы, турбулентность в банковском секторе, галопирующая инфляция, стагнирующий рост экономики и потребления — не от Путина и Медведева, а от того, что будущая экономическая программа плоха.
Словом, с Кудриным дуумвирам рано расставаться — и политически, и административно, да и вообще по делу. Именно поэтому, как говорят, за ним оставили кабинет в Белом доме, а на ближайшем заседании 9 октября президентского Совета по развитию финансового рынка, который Кудрин же и возглавляет, Медведев сменит гнев на милость, а то, глядишь, и объявит о новых полномочиях Алексея Леонидовича. Которые, будучи реализованными, вполне могут войти в историю как «программа Кудрина» — была же, в конце концов, «программа Грефа» 2000 года, исполненная, согласно сильно завышенным оценкам, процентов на 40.
Тот программный документ писался под молодого Путина, нынешний — под предпенсионного. Интересно, кто будет следующим в очереди на роль главного идеолога нереализуемых реформ?
Между тем в сиянии матово поблескивающих номенклатурных паркетов и приглушенном свете комнат отдыха идет обсуждение возможного преемника Кудрина в министерстве на Ильинке. Во власти, как ни странно, побаиваются ломать кудринскую команду. То есть боятся самих себя и еле сдерживаемых расходных побуждений. Назначенный и.о. министра Антон Силуанов, минфиновец до кончика галстука, как утверждают, человек неамбициозный. Если партия и правительство скажут ему после парламентских или президентских выборов «очистить стул», он это с облегчением сделает. Во всяком случае, такой сценарий развития событий, как утверждают инсайдеры, Минфину пообещал с рабоче-крестьянской прямотой первый вице-премьер Игорь Шувалов. (Правда, зная кадровую изощренность Путина, граничащую с аналогичными свойствами только, быть может, Сталина, можно предположить, что в один прекрасный день он с добрым, но лукавым прищуром возьмет да и скажет: «Товарищ Силуанов справляется со своими обязанностями, правда, товарищи? Так не будем же менять коней на переправе и назначим товарища Силуанова наркомом финансов».) Внутренние наблюдатели утверждают, что неплохим вариантом стало бы назначение замминистра финансов Татьяны Нестеренко, которая когда-то возглавляла федеральное казначейство, или первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева. Но это, скорее, оценки, хотя и знающих людей, нежели готовый шорт-лист претендентов.
От фигуры, которая будет назначена, зависит, останется ли Кудрин «теневым» министром финансов — его авторитет таков, что даже находясь на постах председателя Национального банковского совета и Совета президента по развитию финансовых рынков, а теперь еще, возможно, и куратора программы реформ, он может остаться влиятельным контролером денежно-кредитной, бюджетной, да и чего уж там — экономической политики. Ну и попутно — куратором перестройки Москвы в международный финансовый центр.
Если, конечно, однажды он не станет балластом для движущегося по замысловатой траектории вниз воздушного шара с дуумвирами на борту.