Безответственная стрельба
Из травматики продолжают стрелять по неосторожности и для куража.
За стрельбу по детям из травматического пистолета депутат горсовета Черногорска Республики Хакасия Александр Катарев получил три года условно. Такой приговор вынес 1 сентября местный суд. В ночь на четверг выстрелы из травматики прогремели и в Москве: поссорились две группы молодых людей. Эксперты продолжают спорить о необходимости ужесточения требований к приобретению травматического оружия.
Суд признал депутата Александра Катарева виновным в хулиганстве с применением оружия и в умышленном причинении легкого вреда здоровью. 23 марта 2011 года группа детей играла в снежки, и один из комков снега попал в депутата, проходившего в тот момент мимо ребятишек. Катарев, преподаватель по образованию, достал травматический пистолет и выстрелил в мальчика. Пуля угодила ребенку в ногу. Стрелявший скрылся, а пятиклассник был госпитализирован.
На суде Катарев своей вины не признавал и утверждал, что выстрелил в детей по неосторожности, но судью в этом убедить не смог. При вынесении приговора суд учел, что Катарев воспитывает несовершеннолетнего ребенка и это его первая судимость. В итоге ему было назначено условное наказание. Также суд решил взыскать с Катарева в пользу потерпевшего ребенка 50 тыс. рублей.
Накануне ночью другая драма разыгралась в центре Москвы — из травматического оружия были ранены два человека. Как сообщили «МН» в Главном управлении МВД по Москве, инцидент произошел на Театральной площади примерно в два часа ночи. Трое молодых парней подрались с двумя другими. Конкретных данных драчунов в правоохранительных органах «МН» не назвали. Известно только, что фамилия двух пострадавших Ли, оба граждане России, одному 31 год – он получил ранение в живот, второму 32 года – у него ранение в голову.
В правоохранительных органах отмечают, что случаи применения травматического оружия фиксируются регулярно. По данным полицейских, травматика, в основном, используется во время так называемых бытовых ссор. Нередко ее пускают в ход автомобилисты при разрешении дорожных конфликтов. Всего несколько дней назад, 29 августа во Владивостоке между двумя водителями произошел конфликт, причиной которого стал рискованный обгон. Во время выяснения отношений один из автомобилистов достал пистолет и выстрелил в голову своему оппоненту.
Травматическое оружие не так уж и безобидно, его применение порой приводит к весьма серьезным последствиям. Ночью 26 декабря 2009 года подполковник МВД России Анатолий Маурин после конфликта на дороге в Москве из травматического пистолета застрелил водителя снегоуборочной машины Владимира Демидова. Маурин был осужден на шесть лет лишения свободы.
В декабре 2010 года в Москве общественность была взбудоражена убийством спартаковского болельщика Егора Свиридова, а недовольные ходом расследования футбольные фанаты устроили беспорядки на Манежной площади. Теперь за процессом над обвиняемыми в этом преступлении, который идет в Мосгорсуде, пристально следит вся страна, дело одно из самых резонансных. Свиридова тоже застрелили из травматического пистолета.
В конце 2010 года о проблеме травматики заговорил и президент Медведев. Он внес изменения в закон «Об оружии», ужесточив порядок получения и применения травматического оружия, а также ответственность за его незаконный оборот. Глава государства тогда отметил, что травматическое оружие во многих случаях применяется не как оружие защиты, а как оружие нападения и угрозы. При этом президент не исключил и полного запрета травматики. Эти поправки вступили в силу всего два месяца назад – 1 июля. Каждый владелец травматики отныне должен сначала научиться ею пользоваться, а затем раз в пять лет сдавать экзамен. Необходимо с такой же периодичностью представлять в органы внутренних дел медзаключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическими заболеваниями, алкоголизмом или наркоманией.
Член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена согласен с предложением президента. «С одной стороны, государство дает гражданам возможность иметь оружие, с другой – нередко использование травматики приводит к трагедии. Я считаю, что необходимо запретить ношение травматического оружия. Пусть люди используют его для защиты своей собственности и держат у себя в квартире или на даче. Но, к сожалению, у нас модно покуражиться и бездумно его использовать, при этом не отдавая себе отчет о последствиях», – сказал «МН» Анатолий Кучерена.
За запрет на травматическое оружие выступает и известный экономист и политолог Михаил Делягин. Но он считает необходимым разрешить гражданам использование боевого оружия. «Выстрел из травматики анонимен, по резиновой пуле невозможно найти ствол, из которого она была выпущена. От боевого оружия остается след – пуля, которую легко идентифицировать, – заявил «МН» Михаил Делягин. – Кроме того, разный уровень ответственности за неоправданное использование травматического и боевого оружия». По его мнению, человек, имея боевое оружие, прекрасно понимает, к каким последствиям приведет его использование. Именно этот факт, по убеждению Делягина, исключит необдуманное использование оружия, но вместе с тем у граждан будет возможность при необходимости защитить себя. Такого же мнения придерживается и первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.
Но подавляющая часть населения не разделяет идею легализации боевого оружия. Согласно соцопросу, проведенному исследовательской группой Центра интеллектуальных ресурсов и коопераций в общественных науках (ЦИРКОН), 83% опрошенных отрицательно относятся к разрешению свободной продажи боевого оружия даже совершеннолетним, законопослушным и психически здоровым гражданам. При этом 49% считают, что легализация боевого оружия приведет к увеличению количества преступлений и убийств, 32% убеждены, что свободная продажа оружия вызовет повышение уровня агрессивности в отношениях между людьми, 33% отметили вероятный рост «случайной» гибели ни в чем не повинных людей, и, как следствие, общее снижение уровня безопасности жизни.