Медведеву напомнили о Ходорковском
Газета Financial Times опубликовала открытое письмо президенту России Дмитрию Медведеву, в котором содержится призыв прекратить уголовное преследование Михаила Ходорковского и Платона Лебедева и добиться объективного расследования гибели Сергея Магнитского, Анны Политковской, Натальи Эстемировой и Станислава Маркелова.
Московский корреспондент газеты Financial Times Кэтрин Белтон отмечает, что инициаторами письма стали бывшие министры иностранных дел Великобритании и Франции Малколм Рифкинд, Дэвид Милибэнд, Бернар Кушнер и Юбер Ведрин.
Всего под письмом, полный текст которого опубликован на сайте газеты Financial Times, стоят подписи почти 50 человек. Среди них – депутаты Европарламента разных стран, актер Ричард Клифф, режиссер Терри Гиллиам, писатель и философ Андре Глюксманн.
"Мы, нижепoдписавшиеся, считаем, чтo Рoссия мoжет и дoлжна быть пoзитивнoй силoй при oпределении развития нашегo все бoлее взаимoсвязаннoгo мира. – говорится в письме - В свoих высказываниях Вы прoдемoнстрирoвали пoнимание тoгo, чтo местo Рoссии в мире в значительнoй мере зависит oт ее прoчнoгo уважения к верхoвенству закoна и oснoвным правам челoвека ее граждан.
Касаясь дела Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, авторы письма отмечают, что это дело вызывает у них особую озабоченность, и что они "не могут стoять в стoрoне и бездействoвать, кoгда верхoвенствo закoна и основные человеческие ценности попираются и нарушаются столь открыто".
"Сейчас есть возможность прoдемoнстрирoвать, чтo сегoдня Рoссия - настoящее правoвoе гoсударствo, - говорится в письме. – Прекращение преследования Михаила Ходорковского и Платона Лебедева и других, причастных к делу ЮКОСа, свершение правосудия в делах Сергея Магнитского, Анны Политковской, Натальи Эстемировой, Станислава Маркелова и многих других жертв, ищущих в России правосудия, пошлет позитивный сигнал, что в стране происходят перемены и покажет, что Россия действительно находится на пути к модернизации. Мир очень внимательно следит за исходом этих процессов, от которых во многом зависит доверие к Вашей великой стране". Этими словами завершается открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву.
По словам одного из тех, кто подписал этот документ - депутата Европейского парламента от Эстонии Тунне Келама, - авторы письма ожидают, что реакция на него из Кремля последует до начала оглашения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву:
- Нашей целью было напомнить президенту Медведеву, что мы понимаем всю серьезность ситуации, и что в России не могут рассчитывать на сближение с Европой и на новые формы сотрудничества, и при этом не делать ничего по поводу таких постыдных дел, как дело Ходорковского, а также дело Сергея Магнитского, которое Европарламент будет рассматривать завтра во второй половине дня.
Тунне Келам отмечает, что для Западной Европы дело Ходорковского – это символ того, что сейчас происходит в России:
- Невозможно серьезно относиться к заявлениям российских лидеров об общепринятых в мире правилах поведения, если случаи, подобные делу Ходорковского, будут продолжаться. В публикации в журнале "Economist" на этой неделе говорится, что вина Ходорковского в том, что в следующем году он должен быть освобожден, так как отбудет свой восьмилетний срок. И второй судебный процесс превратился в настоящий абсурд, похожий на романы Кафки, По мнению экспертов, у обвинения нет никаких оснований. И я думаю это очень и очень серьезно, если в такой ситуации российские власти будут настаивать на том, чтобы Ходорковский оставался изолирован без всяких правовых оснований. Я думаю, что в такой ситуации мы должны ужесточить нашу позицию по поводу сотрудничества России с Европейским Союзом.
Почему обращение направлено именно президенту России, который, по крайней мере согласно Конституции, не имеет права вмешиваться в работу судебной системы? Вот как Тунне Келам отвечает на этот вопрос:
- Президент – это высшая власть в стране, и он может передать нашу озабоченность тем инстанциям, которые, согласно закону, должны непосредственно отвечают за справедливость процесса. Во-вторых, власть российских лидеров сейчас столь сильна, что многие убеждены в том, что их вмешательство влияет на решение судов. И дело Ходорковского – тому пример. Всего, чего мы хотим здесь – это честного процесса, с соблюдением международных стандартов.
А вот как открытое письмо западных политиков и общественных деятелей президенту России комментирует британский политический аналитик Майкл Биньон:
- Цель письма – напомнить России, что дело Ходорковского вызывает серьезную озабоченность на Западе и окажет влияние на деловой климат в России, если Ходорковский получит еще один приговор к длительному тюремному заключению. Причем как результат политического давления, а не как следствие объективного расследования его деятельности как бизнесмена. Пока всё выглядит так, будто Владимир Путин намерен продержать его за решеткой по крайней мере до окончания президентских выборов 2012 года. И это письмо недвусмысленно дает понять российским политикам, что такое намерение Путина воспринимается как политически мотивированное.
- Насколько серьезно Запад озабочен судьбой Ходорковского?
- Не думаю, что эта озабоченность вызвана главным образом личной судьбой Ходорковского. Запад озабочен им как символом растущей политизации бизнеса в России. Независимо от того, была ли его досудебная деловая активность законна или нет – это решать самим русским – способ, которым из Ходорковского сделали предупреждение деловому сообществу, особенно вызывает тревогу иностранных инвесторов в России. Запад особенно озабочен существующим в России правовым и деловым климатом. Мне бы хотелось видеть под этим открытым письмом подписи немецких политиков и других деятелей, а не только британских и французских. Германия – один из крупнейших иностранных инвесторов в России, у нее тесные отношения с ней. Однако ни один значительный немецкий политик это письмо не подписал.
- Насколько действенным вам представляется это открытое письмо? Повлияет ли оно на решение российского суда?
- Не думаю, что повлияет. Для этого суд должен быть абсолютно свободным и независимым от политического давления. И если этот суд не зависит от давления Кремля, он будет независим и от давления извне. Однако факты свидетельствуют, что московский суд не свободен от давления Кремля. Думаю, что это письмо даст знать российским властям о настроении на Западе по поводу этого дела. Суд, конечно, не может основывать свои решения на том, что думают о них зарубежные страны. Тем не менее высказанную в этом письме точку зрения на дело Ходорковского россияне по крайней мере могут принять во внимание.
Начало оглашения приговора Михаилу Ходорковскому перенесено на 27 декабря.
Наталья Голицына,
Андрей Шароградский