Ходорковский не намерен просить о помиловании
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский не собирается просить суд его помиловать, поскольку "признавать вину в несуществующих преступлениях" для него неприемлемо.
Находящийся в следственном изоляторе бизнесмен намеревался озвучить эту позицию в суде наряду с другими показаниями по четырем пунктам обвинения, однако такая возможность ему предоставлена не была.
Тогда Ходорковский решил передать свои показания в русский Newsweek, ответив также на вопросы журнала, переданные ему через адвокатов. Его интервью будет опубликовано в понедельник, 17 августа.
В 2005 году Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были осуждены на восемь лет лишения свободы по обвинению мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.
Спустя год против них было заведено второе уголовное дело, среди обвинений - присвоение нефти ряда дочерних компаний ЮКОСа в 1998-2003 годах на сумму более 892 млрд рублей и легализация части доходов от ее продажи.
"Отстоять доброе имя"
По мнению Ходорковского, на начальном этапе дела ЮКОСа "политическая воля формировалась" Владимиром Путиным и Игорем Сечиным, теперь же "большей частью дело двигает бюрократия даже не верхнего эшелона".
Сейчас, говорит бизнесмен, для него важно "отстоять свое доброе имя и добиться справедливого решения суда, а былое все равно не вернуть".
Отвечая на вопрос, совершил ли он стратегическую ошибку в 2003 году при оценке рисков для компании и себя лично, Михаил Ходорковский отметил, что поступил бы так же, если бы пришлось прожить этот этап жизни еще раз.
"Возможно, в 2003 году я был слишком наивен, я верил, что в стране уже закрепились определенные демократические и правовые институты. Как видите, я ошибался. Но поступить по-другому, уехать, бросить Платона, предать других людей я не мог", - рассуждает Ходорковский.
По словам бизнесмена, он пытался "всеми силами" вывести из-под удара трудовой коллектив ЮКОСа, но ничего не могло помочь – "слишком уж лакомый кусок собственности это был, слишком успешную и процветающую компанию мы создали".
"Особо тяжкие преступления"
Ранее Хамовнический суд Москвы продлил до 17 ноября срок содержания Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в следственном изоляторе, несмотря на аргументы экс-главы ЮКОСа о том, что подсудимые в любом случае отбывают наказание по первому делу и скрыться – как опасается прокуратура – не могут по определению.
Срок меры пресечения для Ходорковского и Лебедева по второму делу истекает 17 августа, и прокуратура обратилась с ходатайством продлить подозреваемым срок ареста еще на три месяца.
В четверг судья Виктор Данилкин удовлетворил прошение прокуроров.
Он согласился, что бывшие совладельцы ЮКОСа подозреваются в совершении "особо тяжких преступлений" и необходимость в их изоляции в "Матросской тишине" не отпала - хотя они уже отбывают наказание по первому делу.
Согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса России, три месяца – это максимальный срок, на который разрешается продлевать арест подсудимым.
В то же время, если судебный процесс спустя это время не подойдет к концу, прокуратура может снова ходатайствовать о продлении срока содержания под стражей.
Адвокаты Ходорковского и Лебедева будут обжаловать решение в Мосгорсуде.
По словам адвоката бывшего главы ЮКОСа Вадима Клювганта, "суд не принял во внимание ни одного нашего аргумента, не ответил на наши доводы, а также принял немотивированное решение".