«Это чисто случай Ходорковского»
Дмитрий Медведев разрешил подавать прошения о помиловании осужденным, которые переведены в СИЗО для следствия по новому делу. Сейчас в таком положении находятся Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Похоже, новые нормы были прописаны специально для них, предположил сотрудник одной из комиссий по помилованию.
Во вторник президент Дмитрий Медведев внес изменения в указ и положение о помиловании осужденных, подписанные еще в 2001 году прежним президентом Владимиром Путиным. Ключевая поправка касается категорий граждан, у которых территориальные комиссии по помилованию обязаны принимать прошения. Если раньше это были лица, отбывающие наказания в системе ФСИН, и те, кто имеет неснятую судимость, то теперь к ним добавлены лица, «осужденные, содержащиеся в следственных изоляторах, привлеченные к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве». Ходатайства от них, так же как от всех остальных лиц, должны регистрироваться администрацией СИЗО в специальном журнале учета в день подачи, устанавливается в указе.
Как объяснил чиновник администрации президента, раньше у тех, против кого проводятся следственные действия, прошения не принимали, а поправки в указ были внесены для того, чтобы и эти люди могли воспользоваться своим конституционным правом.
«Это пример Ходорковского, – сказал сотрудник одной из комиссий по помилованию. – Это чисто его случай». По его словам, возможно, норма была введена специально для Ходорковского, поскольку осужденные, снова попавшие под следствие, редко пользуются правом просить о помиловании.
В другой комиссии по помилованию сказали, что осужденные, находящиеся под новым следствием, не пытаются подавать прошений, поскольку их все равно ждет, как правило, новый приговор, а помилован человек может быть только один раз. Впрочем, в комиссиях по помилованию признают, что до сих пор администрации СИЗО не принимали прошений о помиловании от подследственных осужденных, объясняя это тем, что они там находятся временно, поэтому, к примеру, им невозможно дать характеристику.
Сейчас Ходорковский и Лебедев могли бы воспользоваться правом просить о помиловании, новые нормы – признак того, что отношение власти к их проблеме изменилось, считает председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс.
По словам председателя комиссии при президенте по развитию институтов гражданского общества Эллы Памфиловой, если Ходорковский подходит по всем критериям, он может подать прошение.
Если бы президент хотел помиловать Ходорковского и Лебедева, он бы мог воспользоваться правом, данным ему Конституцией, считает адвокат бывшего главы ЮКОСа Юлий Шмидт. «И положение, и указ являются подзаконными актами, которые никак не сковывают инициативу президента. Ничто не мешает ему наплевать на процедуры, потому что Конституция ничего не говорит ни о комиссиях, ни о сроках, ни о категориях осужденных», – отметил Шмидт.
Правом просить о помиловании ни Ходорковский, ни Лебедев не пользовались, поскольку прошение о помиловании подразумевает признание осужденным своей вины, а никто из главных фигурантов дела ЮКОСа виновным себя не признает, объясняли защитники. Теперь же и для Ходорковского, и для Лебедева, чьи сроки заключения по первому приговору истекают в 2011 году, более актуально второе дело, рассмотрение которого идет в Хамовническом суде Москвы, отметил Шмидт. Ранее адвокат подсчитал, что по совокупности обвинений предпринимателям может грозить до 25 лет лишения свободы.
«Судя по тому, что указ практически идеально описывает ситуацию, в которой находятся Ходорковский и Лебедев, – это сигнал им. Но что за ним последует, зависит от многих факторов, связанных с аппаратной политикой, которая у нас в стране является очень закрытой», – считает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Помиловать Ходорковского и Лебедева без соответствующих ходатайств президент не может: несмотря на то, что Конституция дает президенту право обходиться безо всяких процедур, существующая практика не подразумевает помилования без соответствующего ходатайства со стороны осужденных. «И исключения в таком громком деле маловероятны», – говорит Макаркин.
Теми же изменениями в указе и положении о порядке помилования были сокращены сроки рассмотрения ходатайств лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести.
Теперь территориальные органы ФСИН должны рассматривать их не больше 10 дней (ранее не больше 20), губернаторы – также не больше 10 дней (ранее 15). Если глава региона запросит в комиссии по помилованию дополнительные документы, то на ответ комиссия должна потратить не более 7 дней вместо 10. Для лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, сроки рассмотрения прошений остались прежними.
По словам Памфиловой, региональные комиссии и так работали без задержек. «Надеюсь, в связи с этими поправками на федеральном уровне помилования будут осуществляться более оперативно», – сказала она.
В двух региональных комиссиях по помилованию «Газете.Ru» сообщили, что в администрации президента ходатайства, рассмотренные на местном уровне, нередко задерживаются на полгода и на год. В Кремле это отрицают.