Артур Скальский

© Известия.Ру

ОбществоРоссия

3243

12.05.2003, 14:24

Пресс-конференция с Адольфом Шаевичем, главным раввином России

15:07 Александр 42 года Свердловск

Уважаемый Адольф Соломонович! Сегодня в России действует большое количество еврейских организаций, и все бы было хорошо, если бы они между собой не враждовали практически открыто на глазах у изумленной России. Это приносит неизгладимый вред людям, проживающим в России, и не собирающимся никуда уезжать. В начале 90-х создавались культурные общества, которые объединяли евреев, на базе Российской культуры, и это абсолютно правильно, потому что в России должна быть Российская (не русская) культура, безусловной частью которой должна быть культура еврейская, примеров евреев носителей Российской культуры приводить думаю не надо. Сегодня посредством небескорыстного вливания огромных средств, в России пытаются насадить среди евреев ортодоксальную религиозную идеологию, что в России не только невозможно, но и просто опасно. Пока нельзя говорить о победе гражданского общества в России. Посмотрите на опросы общественного мнения по поводу личности Сталина и станет ясно, что вся деятельность еврейских организаций должна вестись обдуманно на пользу, а не во вред евреям, которые живут в России. Знаю, что не Вы стали инициатором того безобразия, другим словом это трудно назвать, но прошу Вас приложить все усилия для направления еврейского движения в правильное русло, история наука точная, она не простит ошибок, и чтобы потом не было мучительно больно отвечать на вопрос, кто во всем виноват. Буду очень рад услышать Ваш комментарий к данному письму.

Я совершенно согласен. Ничего хорошего для еврейской общины с созданием еще одной параллельной организацией не произошло. Разделение, которое было до этого, к сожалению, еще более усугубилось и конкуренция, возникшая между двумя организациями, должна подвигать к чему-то прогрессивному, а у нас получилось наоборот. И я думаю, что Александр изложил в своем письме, это наша задача на ближайшее время найти какие-то пути к общему объединению, к тому, чтобы действительно воспользоваться представленными нами возможностями для воссоздания нормальной жизни еврейской общины в России. Надеюсь, что так и будет.

15:13 Шмул. Сейчас живу в Нью-Йорке

Глубокоуважаемый раввин! Мы с большой теплотой вспоминаем Вас, когда жили в Москве и встречались с Вами в Синагоге. Большое спасибо, что Вы есть. Скажите, пожалуйста, куда идут сегодня евреи? В Америке, куда мы приехали в поисках иудаизма многие от него же убегают. Страшно!

К сожалению, большинство из них идет сегодня мимо синагоги. По разным причинам, тем не менее за последние годы, когда мы получили возможность создать многие организации не вплотную связанные с религиозной жизнью, многие люди заинтересовались культурой, языком, традицией, но очень сильно сказывается тот промежуток времени, когда нас отлучали не только от религии, но вообще от еврейства. Мы потеряли язык, громадное количество людей знающих традицию и все это не могло не сказаться. И несмотря на то, что мы на протяжении 15 лет уже имеем хорошую возможность для возрождения, тем не менее, это возрождение идет не так как нам бы хотелось, пробуксовывает и этому много причин. Но самая главная причина в нас самих. Сегодня много соблазнов для молодежи, а религия требует некоторой самоотдачи, и воспитания. Если говорить об иудаизме, то обычно очень многое давалось именно в семье, и это традиция тоже нарушена, и поэтому несколько поколений просто оторваны совершенно от элементарных знаний о еврействе. Наверное, нет другого народа в России, который так бы ассимилировался. Этому есть причины, в частности, у нас нет мест компактного проживания, евреи проживают по всей России. И довольно сложно воссоздать ту атмосферу, и тем не менее, я думаю, что сегодняшние возможности, когда стала доступна любая литература, большое количество людей, у которых есть интерес к своим корням, могут получить любую информацию и мы стараемся им помочь в этом доступными нам средствами. И надеюсь, что те евреи, которые остались в России, хотят жить в России, оставаясь полноценными гражданами России, тем не менее, все равно будут ценить то, чем жили многие-многие поколения до них. Именно это дает прочный фундамент, и если даже подавляющее из них количество не станет верующими, они будут разбираться и знать нашу историю и нашу традицию, это можно уже будет считать успехом.

15:25 Константин Амосов. Москва

Уважаемый Адольф Соломонович! Известно, Вы увлекаетесь литературой, музыкой и спортом. Теннис? Сочиняете музыку? Какими языками свободно владеете? Пишите книги? Конкретно, пожалуйста.

Да, люблю литературу, люблю музыку, спорт. Читать приучился с детства и все, что можно было, что сумел доставать читал, практически не пропуская. Тогда, в годы моего детства, несложно было следить за всеми новинками, достать их было трудновато. У меня сегодня очень хорошая библиотека. Я с 73 по 80-й года учился в Будапеште и там был прекрасный магазин советской литературы, я оттуда привез громадное количество литературы. И до сих пор для меня книга - это самое драгоценное. Стараюсь следить, читать все, что выходит. Музыку люблю, я не могу сказать, что я приверженец каких-то направлений. Люблю джаз, классику, эстрадную хорошую песню, практически не знаю современную попсу. Но у меня дома где-то около 400 дисков различных - классика, джаз, эстрадные певцы наши и зарубежные. Когда есть время, стараюсь слушать. Спорт очень люблю. Я с детства поклонник московского `Спартака` футбольного и хоккейного. Раньше, когда было свободное время, любил смотреть, сейчас немного тяжелее со временем. Если удается, хожу и на другие матчи. Знаком с директором стадиона `Лужники`, с генеральным директором `Динамо`, великолепные люди, знаком с Романцевым, Гершковичем, стараюсь быть в курсе всего, что происходит в спорте. Болею всегда за `Локомотив` в Еврокубках, все Олимпийские игры, чемпионаты мира стараюсь смотреть по мере возможности. Сам сегодня, к сожалению, ничем не занимаюсь. Раньше в институте играл в баскетбол, футбол, на лыжах бегал. Сейчас у меня старший сын, ему 20 лет, он находится в Канаде, хочет стать хоккейным вратарем, занимался в школе Третьяка, у известного тренера Виталия Георгиевича Ерфилова и может быть он станет тем, кем мне не удалось стать. Все детство и юность провел на стадионе. Мне это очень близко. Языками владею, кроме родного русского, ивритом и владею венгерским и говорю немного по-английски.

15:27 светлана

Почему Вас зовут Адольф, если Вы еврей?

Я родился в 37 году и я не думаю, что меня назвали в честь того, что у нас была крепкая дружба с Германией. В то время имя Адольф было очень распространено. Может быть по созвучию меня хотели назвать в честь дедушки, но у нас не принято называть в честь живущих родственников. Я никогда не интересовался у своих родителей, почему меня назвали Адольфом, и меня практически до 25 лет никто Адольфом не звал, для меня это было неактуально. Меня звали Адик. Когда я пошел получать паспорт, и увидел, что у меня написано Адольф, я хотел поменять на какое-то благозвучное имя. Например, Аркадий. Меня, практически, так и звали. Я хотел поменять имя, но мне сказали, что нужна куча бумаг и т.д.

15:32 alex

Ваше отношение к двум известным евреям: Борису Березовскому и Владимиру Гусинскому. Почему, по-вашему, они сегодня находятся в эмиграции?

С Борисом Абрамовичем у меня были контакты, я с ним несколько раз встречался, обращался к нему за помощью и он целый год помогал нашему хору, оказывал финансовую поддержку. Сегодня это известный хор под управлением Михаила Турецкого, но для общины Борис Абрамович ничего не хотел делать, и он отказался даже сотрудничать в Российском Еврейском конгрессе, который мы создали благодаря усилиям Гусинского. С ним у меня были более тесные контакты, мы долго сотрудничали в этом конгрессе, и он очень много сделал для российской еврейской общины. Но кроме таких вот чисто контактов связывающих по деятельности на благо общины, у нас не было таких других взаимоотношений. Я очень мало знал о деятельности финансовой, только из газет, и Березовского и Гусинского, об их политических пристрастиях. Одно могу сказать с уверенностью. То, что с ними произошло, никакого отношения к еврейству не имеет. Это, скорее, политические, финансовые проблемы, но ни в коем случае фактов антисемитизма нет.

15:41 Игорь Юревич

Уважаемый Адольф Соломонович, в настоящее время пресса начала муссировать тему Каббалы. Господин Лайтман при этом чуть ли не навязывает ее изучение всем слоям общества. Как вы относитесь к постулатам "тайного знания", и насколько сильно, на Ваш взгляд, увлечение Каббалой может повлиять на развитие России?

Тема Каббалы очень интересная тема, но я думаю, что невозможно почерпнуть что-нибудь из Каббалы, хотя бы какие-то элементарные вещи, не зная в совершенстве, не просто познакомиться, а в совершенстве, не зная первоисточников. Пятикнижия Моисеева, пророков и письменные учения, т.е. Талмуд, а для того, чтобы это все освоить, нужны годы и годы. И даже большие знатоки Торы и Талмуда в большинстве своем соприкасаются с темой Каббалы в очень маленькой степени. Грубо говоря, это все равно, что изучать высшую математику, не зная азов арифметики. Конечно, наверное, многим просто интересно проникнуть в те тайны, которые окутывают многовековую историю Каббалы, но можно по пальцам пересчитать посвященных людей, которые действительно достигли в этом высот. Я же за свою жизнь, связанную с синагогой, знаком с громадным количеством очень больших религиозных авторитетов и практически никто из них не брал на себя смелость обучать кого-то Каббале или писать какие-то статьи для широкого круга людей о Каббале. Те книги, которые изданы на русском языке о Каббале, совершенно не дают самой сути о Каббале, это просто популяризация, под которой нет никакой действительной основы. Могу Вам посоветовать прочесть книгу Адина Штейнзальца `Роза о тринадцати лепестках` и это, наверное, одна из немногих книг, которая дает представление, что кроется за понятием Каббала.

15:44 Леонид Зильберман

Здравствуйте, уважаемый Адолф Соломонович, меня интересует, каково Ваше отношение к книге Александра Солженицина `Двести лет вместе`. Спасибо.

Я прочел книгу Александра Солженицына, особенно вторую часть, которая посвящена более близкому нам периоду. Я бы не стал давать однозначной оценки, как это делают многие, что эта книга явно антисемитская, или наоборот книга в поддержку евреев. Мне кажется, в ней Александр Исаевич отобразил свою позицию в нашей совместной жизни, она у него есть и очень многие цитаты, приведенные в этой книге, мне показались подобраны именно под эту позицию. Вообще, мне кажется, что эта тема настолько щекотливая и настолько ответственная, что здесь нужно просто заниматься всю жизнь именно этой темой. Путем метода подбора каких-то цитат из историков, или философов даже на основании каких-то документов делать какие-то обобщающие выводы дело совершенно неблагодарное и в какой-то степени мне кажется, книга не совсем совершенна в этом плане.

15:52 Александр, студент

Как Вы можете объяснить, тот неоспоримый факт, что практически все олигархи России, все самые богатые люди России, входящие в десятку `самых богатых людей мира` - евреи?

Вот я могу объяснить почему я не олигарх, и почему миллионы евреев, которые живут в России, не олигархи. Наверное, дано людям, смогли сориентироваться. Большинство из них не имеют высшего образования, занимались другими видами деятельности, но сегодня преуспевают на ниве бизнеса. Дано, видно, многим, а многим не дано. Есть Потанин, Дерипаска, Пугачев, а Ивановы, Петровы и Сидоровы не олигархи. Может быть евреи, которые на протяжении тысячелетий занимались финансами, сохранили генетически возможность в нужный момент проявить себя и это все сказалось.

15:59 Борис Лямин, г.Москва

Что Вы можете сказать об антисемитизме в современной России? Ощущаете ли Вы рост экстремистских настроений, направленных против евреев? Насколько это серьезно, как с этим можно бороться?

Опять же, к большому сожалению, антисемитизм существует и такой бытовой уличный антисемитизм наиболее яркий. С распадом СССР возникло много откровенно фашистских партий, стали издаваться в большом количестве фашистские, антисемитские издания, которые существуют и до сих пор. Постоянно нам сообщают со всех уголков России о нападениях на синагоги, осквернении кладбищ еврейских, регулярно приносят эти издания, газеты, книги с настолько откровенными антисемитскими высказываниями, с призывами к погрому, уничтожению евреев. И в лице правоохранительных органов нет никакой поддержки. Вот когда срывали щиты с плакатами, и виновных не нашли, и я уверен, что их и не очень искали. Это, к сожалению, есть. О причинах можно говорить до бесконечности. В нашей многонациональной России, если у нас не будет общей национальной идеи, это все будет продолжаться еще очень долго, будем разбираться с евреями, с чеченцами, татарами, башкирами. У нас более 100 национальностей. И разбираться можно до бесконечности с каждым, и ни к чему хорошему это никогда не приведет. Это гибельный для России путь. Если мы не научимся жить вместе, если для нас действительно не будет объединяющей идеи единой России, Родины для всех, значит будущего у России нет. Я могу сказать от имени еврейской общины России, что подавляющее большинство евреев, живущих сегодня здесь, хотели бы здесь остаться жить навсегда, никуда не уезжать и чувствовать себя здесь как дома и я думаю, что об этом могут сказать и все другие представители национальностей. Если мы будем и дальше продолжать эту губительную политику в поисках врагов рядом с собой, мы не найдем никогда общей идеи, не найдем того пути, который сделает действительно Россию великой страной. А большинство живущих здесь очень этого хотят и делают, и я думаю, что даже после массового отъезда евреев в последнее десятилетие все равно остался очень мощный потенциал умственный, который мог бы принести несравненную пользу России.

16:03 Бэлла Романовна, г.Москва

1.Существуют ли специализированные еврейские школы, куда принимают только еврейских детей (по крови), где преподают все предметы на еврейском языке? 2. Как Вы относитесь к введению факультативного обучения в российских школах основам истории православия? Спасибо

У нас в России сегодня есть очень много еврейских школ, есть школы, куда принимают действительно только еврейских детей, т.е. детей рожденных от мамы-еврейки. Но таких школ немного. В других же школах учатся и половинки, т.е. у кого мамы не еврейки. Но нет ни одной школы, где все предметы бы велись только на еврейском языке. Преподавание ведется на русском языке, но во всех школах изучают иврит, и во всех школах стараются говорить на еврейском языке, все же остальные предметы изучаются на русском языке. Я очень положительно отношусь к введению факультативному обучению в российских школах основ истории православия. Не вижу в этом никакой опасности для общества, если православные дети будут знать историю своей религии, познакомятся с ней. Я категорически против насильственного обучения кого-либо. У человека должна быть свобода выбора, и вот как раз факультативное обучение, если его придерживаться, дает такую возможность. Я считаю, что многие наши сегодняшние беды, в том числе тот антисемитизм, о котором я говорю, это следствие того, что каждый из нас очень плохо знаком со своей собственной историей, своей культурой, языком, мы не ценим этого и отсюда неуважение к другим культурам, к другим традициям. И если мы сегодня будем воспитывать детей в таком бережном отношении к своим корням, я убежден, что они с уважением будут относиться к культуре и истории, языку людей, живущих с ними рядом.

16:06 Шатохина Анна

Слышала, что в Москве есть еврейский детский дом, в котором живут дети со всей России. Расскажите о нем, какие дети и как туда попадают?

Около 5 лет существует у нас в Москве опекаемый нашей синагогой еврейский детский дом. Это началось с конфликтов после распада СССР, особенно на Кавказе, появились дети, которые потеряли родителей и мы озаботились этой проблемой. Потом к нам стали обращаться люди из неблагополучных семей, родители-наркоманы и алкоголики. Мы нашли нескольких детей в детских домах, по документам было известно, что они из еврейских семей. На сегодняшний день таких детей у нас около 30 со всей России и мы занимаемся поисками всех, кто нуждается в нашей помощи и готовы принять в этот детский дом. Там условия самые наилучшие, которые требуются для детей и поддерживается очень многими нашими прихожанами. Дети ни в чем не испытывают недостатка, мы надеемся, что они вырастут полноценными людьми общества.

16:10 Николай

Вы - главный раввин России и Берл Лазар называется главным раввином России. Кто же из вас главнее?

У нас нет самых главных, у нас нет такой субординации, как в русской православной церкви. Главный раввин России это не командующий другими раввинами человек, а это человек, которому община делегировала какие-то полномочия, чтобы он представлял эту общину перед светскими, государственными и другими организациями. Я никому не отдают распоряжений, не командую, что он должен делать, что не должен. У нас есть один-единый закон религиозный, по которому мы живем. Я как бы долгие годы занимался тем, что представлял интересы различных общин удаленных от центра. Их интересы перед государством. Эта задача осталась и по сегодняшний день и поэтому звание это чистая формальность. В еврействе наиболее авторитетны ученые люди, они могут даже необязательно носить звания раввинов, но если они большие знатоки учения, то их авторитет признается многими верующими. Когда-то существовало такое звание духовный раввин и казенный раввин. Духовный это тот, кто занимался делами синагоги, а казенный занимался, что представлял интересы евреев перед государством. Можно сказать, что главный раввин России это и есть казенный раввин.

16:13 Гришин Геннадий, г.Саратов

Г-н Шаевич, какая из российских партий Вам лично ближе других?

Я не испытываю особых симпатий ни к какой партии, ни к какому движению. Я очень рад, что мое звание освобождает меня от участия в деятельности какой-либо из этих партий. Лично я несколько раз голосовал за движение `Яблоко`, их идеи мне и сегодня кажутся наиболее привлекательными из числа многочисленных российских партий, но особого пристрастия я ни к одной из партий не испытываю.

16:18 Дарья Петровна, г.Москва

Вы считаете евреев богоизбранным народом? А русских - кем?

В нашей основной книге Пятикнижии Моисеевой написано, что Всевышний избрал евреев для особой миссии и прямо написано, что будете вы мне царством священников. Это очень ответственная, очень тяжелая миссия, она не предусматривает никакого превосходства ни по крови, ни по какими-то другими признаками над другими народами. Это богоизбранность именно для того, чтобы нести учение, которое мы получили от Всевышнего всем людям, живущим на Земле. У каждого народа есть какая-то миссия на этой земле и на мой взгляд, есть она и у русского народа. Если мы возьмем всю российскую историю известную нам, то миссия русского народа, на мой взгляд, заключается в объединительстве. Россия всегда во все времена ее истории была надежной защитой для многих-многих малых народов и эта миссия, мне кажется, сохранилась и до сегодняшнего дня. И многие народы сохранились и до сегодняшнего дня. Возможно, совершенно разные миссии, которые выпали на наши народы, но не мы их выбирали и если говорить о еврейской истории, для нас эта ноша была тоже нелегкой. С тех тысячелетий, когда мы получили от Всевышнего эту задачу, громадное количество примеров еврейской истории, когда сами евреи пытались отказаться от этой миссии, уходили от нее, предавали ее. Тем не менее, до сегодняшнего дня мы считаем, что Всевышний не освободил нас от этой миссии, и мы ее должны выполнять.

16:19 Анастасия

Адольф Соломонович, почему Вас не любит президент России Владимир Путин? Чем Вы ему так насолили? Ведь с Борисом Николаевичем Ельциным у Вас, кажется, были вполне дружеские отношения.

Я не могу сказать, что он меня не любит. Есть какие-то политические моменты, о которых мне мало что известно. Меня никто не ставил в известность, по какой причине Кремль отдал предпочтение г-ну Лазару. Я могу об этом только догадываться и думаю, как красиво говорят, что я пал жертвой своих отношений с Гусинским, других причин я не вижу.

16:24 Виктор

Уважаемый, г-н Шаевич, это правда, что Вы до сих пор поддерживаете хорошие отношения с ныне опальным в России Владимиром Гусинским? С кем еще из российских крупных бизнесменов Вы поддерживаете отношения? Кто из них помогает Вашим синагогам и есть ли среди них люди иных вероисповеданий?

У меня сегодня нет практически контактов с Гусинским. Мы сотрудничали по вопросам Российской общины. Он сегодня находится за границей и никак не поддерживает контактов с нашей общиной, и за время его отъезда я с ним 1 раз виделся и 1 раз общался по телефону за несколько лет. С другими же бизнесменами есть у меня контакты, многие из них входят в состав президиума Российского Еврейского конгресса. Мы с ними встречаемся раз в месяц. Некоторые из них поддерживают нас финансово и мы стараемся привлечь их к нашим насущным проблемам и честно скажу, не всегда находим отклик. Есть и такие люди, которые действительно не принадлежат к вероисповеданию иудаизма и помогают нам, я думаю, это нормально. Мне известно, что многие из крупных российских бизнесменов помогали и в строительстве Храма Христа Спасителя и помогают многим благотворительным организациям независимо от национальной принадлежности.

16:27 Леонид Маевский

Как Вы относитесь к евреям, которые исповедуют православие?

Я думаю, что эти вещи возникают оттого, что многие совершенно незнакомы со своими корнями. Молодежи свойственно искать себя в этом мире и наверное, многие православные постулаты как-то ближе этим людям. Но мне кажется, это все происходит из-за того, что они не знают своих корней и отсюда случаются такие вещи. Скажем, происходит и обратное, приходят к нам люди, не имеющие никаких еврейских корней и говорят, что они хотят принять иудаизм, сами они православные, но вот считают, что иудаизм это наиболее приемлемое для них направление религии. Мы их убеждаем, что они совершают ошибку. И мы пытаемся их отговорить от этого ошибочного шага, убеждаем их, что они должны более глубоко изучать свою родную религию, культуру и потом по прошествии какого-то времени, если у них есть серьезные разногласия, они могут вернуться к нам. Мое личное мнение - что человек должен жить в той культуре, в той традиции, в той религии, которая дана им их предками.

16:34 Владимир Рогов, г.Москва

Как Вы считаете: плакаты с антисемитскими лозунгами и прикрепленными к ним взрывными устройствами на автострадах России - это явление того же ряда, что недавняя выставка `Осторожно: религия`? Как вы относитесь к девушке, ценой своего здоровья уничтожившей антисемитский плакат, и тем, кто ломал богохульные экспонаты?

Мне трудно понять логику людей, которые ставили эти плакаты вдоль дороги. Я убежден, что они даже не задумывались о том, что к этому плакату может подойти не еврей, что может быть это будет кто-то из их родственников, близких знакомых и так и получилось. Эта женщина, которая подошла плакат и выдернула его и пострадала в конце-концов не была еврейкой, она была просто нормальным человеком. Я думаю, что любой еврей, увидев такую же разнузданный антирусский плакат, сделал бы тоже самое. Подошел и выдернул его. Любой человек не может этого принять и поэтому это даже не антисемитское проявление, а античеловеческое. У людей очень низкий уровень культуры и тогда они становятся или воинствующими атеистами и заставляют жить других так, как считают сами правильным. Мы это проходили на протяжении всей нашей советской жизни. И я категорически против, чтоб заставляли людей ходить в церковь, мечеть, синагогу, я не был на этой выставке о религии, но читал о ней и думаю, что такими методами как раз вызывается обратное желание. Когда людям запрещали посещать церковь, синагогу, мечеть, они старались туда попасть всякими путями. Если у нас сегодня опять лишат свободы выбора, если нам будут навязывать какое-то общее мнение, которое будет давлеть над личностью, это тоже ни к чему хорошему не приведет. Я понимаю прекрасно, что за эти долгие годы отлучения всем нам хочется проделать путь за какой-то очень короткий отрезок времени. Но мы при этом не учитываем желание или нежелание людей жить по тем или иным указам. А это нужно обязательно. Когда нарушается традиция, когда она прерывается, нужно очень бережно восстанавливать ее и здесь никакие запреты, никакие увещевания ничего не дадут. Нужно время и доброе желание, чтобы мы действительно разобрались в себе и нашли ту приемлемую для нас дорогу, которая сделает возможным для нас всех жить в нормальном обществе.

16:36 Михаил Зотов

В молитве Шефох, которую читают накануне еврейской Пасхи, есть такие слова: `Пролей гнев Твой на гойим (народы), которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают: Преследуй их, Господи, гневом и истреби из Поднебесной`. Что имеется в виду? Растолкуйте, пожалуйста, и смысл высказываний типа: `лучшего из гоев убей`, `вы, все евреи - вы люди, а прочие народы не люди`, `евреи более приятны Богу, нежели ангелы`, `Мессия не примет христиан, которые все должны быть уничтожены` и тому подобное.

Молитва, о которой вы говорите, имеет в виду только одно - имеется в виду именно идолопоклонники, там нет такого обобщающего понятия - народы. Везде в священных книгах, где говорится о неприемлемости каких-то контактов, каких-то уступок, речь идет только об идолопоклонниках. Я не знаю ни в одной нашей священной книге высказывания такого: что Мессия не примет христиан. Книги были написаны до возникновения христианства, и такой цитаты в них просто не могло быть.

16:41 Игорь Синицкий

Почему правоверные иудеи выступают против смешанных браков? А если православный полюбил иудейку и эта любовь - настоящая? Что делать: следовать заветам отцов или голосам влюбленных сердец?

Очень сложный вопрос. Особенно для современного общества. Вот простой пример: семья кто-то еврей, кто-то не еврей. Рождаются дети. И начинается мучительный поиск - кто мы. Или мы евреи, или мы не евреи. Если говорить конкретно о ситуации хорошо нам известной. В СССР громадное количество смешанных браков, по религиозным законам еврейским, евреем считается тот, кто рожден от мамы-еврейки. Для советского общества в подавляющем большинстве это не имело никакого значения. Кто бы в семье не был евреем, дети считались евреями. Хотя многие из них постоянно находились вот в таком раздвоенном состоянии в поисках себя и часто никак не отождествляли себя с еврейством. Я думаю, что не только ортодоксальные евреи против смешанных браков, но и ортодоксальные христиане, потому что это все размывает национальные корни и чаще всего в смешанном браке вообще не придерживается никаких традициях - не иудейских, ни православных, ни мусульманских. И многие ортодоксальные правоверные люди различных религий против таких смешанных браков. Но жизнь она всегда намного шире, намного многообразнее всяких постулатов, законов, она диктует свои законы, и этот процесс неизбежен, и он продолжается и будет продолжаться.

16:43 Катерина

Что такое Кошерный секс и насколько он лучше иного?

Есть очень много предписаний для женщины, которая религиозная женщина должна соблюдать и очень многие эти предписания относятся к жизни гигиены женщины, в том числе и половой жизни. Есть предписания о том, как должна себя вести в те или иные периоды жизни женщина и каждая верующая женщина знакомится с этими предписаниями, живет по ним, и многочисленные медицинские наблюдения говорят о том, что соблюдение всех этих предписаний способствует здоровью женщины. Я не могу сказать, что этот секс лучше какого-либо другого секса, просто он направлен на сохранение здоровья женщины, и в этом его преимущество.

16:45 Ольга

Адольф Соломонович, Ваша супруга - правоверная еврейка? Дайте рецепт самого вкусного блюда, которое она готовит по праздникам?

Честно говоря, я сам кроме яичницы ничего готовить не умею, но моя жена очень вкусно готовит. И не только традиционные еврейские, русские, а венгерские блюда. Сегодня есть масса книг кулинарных чисто еврейской кухни различных народов. И их можно найти у нас в синагоге и в любом книжном магазине. Моя жена венгерская еврейка. Ее любимое блюдо - чолан, мясо с фасолью. Рыба там очень вкусная.

16:47 Анатолий

Чем занимаются Ваши дети? У них есть желание стать раввинами?

У меня два сына. Старшему 20 лет, младшему через 10 дней будет 17 лет. Он заканчивает школу в этом году. Желание стать раввинами ни у того, ни у другого нет. Кем будет младший мне трудно сказать, он еще сам не определился. Старший хочет посвятить себя спорту, он фанатик хоккея. Очень надеюсь, что ему удастся проявить себя в хоккее.

16:48 Зинаида

Какой грех считается самым тяжким для иудея?

Есть несколько грехов для иудея, которые Господь не принимает. Идолопоклонство, грех кровосмешения, грех напрасного кровопролития, это наиболее тяжелые грехи, которые Господь не принимает.

16:49 Денис Рагульский

У поэта Иосифа Бродского есть строки: `Неверье - слепота, но чаще свинство`. А, по-Вашему, чего больше в неверии: неразвитости человека, гордыни, зла? Или чего-то еще?

Я думаю, что неверие чаще всего стоит на незнании или не на недостаточном знании. Когда человек не постиг сути проблемы и однозначно заявляет, что он не верит этому и все, под этим нет никакой почвы. Чтобы с уверенностью сказать, что я в это не верю, надо иметь какие-то знания. Отсюда все производные: и гордыня и все остальное. Человек должен обязательно разбираться в вопросе как себя проявить, информации как можно больше получить. Я люблю поэзию Иосифа Бродского.

16:51 Эдуард

Может ли криминальный авторитет пожертвовать деньги на синагогу? Как это лучше сделать?

Вы знаете, мне за мою жизнь, вот я 31 год в синагоге, мне никогда не приходилось иметь дело с человеком, который хотел пожертвовать на синагогу. Нас упрекают, что мы брали деньги у того, или у другого, что они ворованные. Но это дело суда доказывать, что они ворованные. Мы не можем оттолкнуть человека, который пришел и говорит, что хочет пожертвовать на синагогу, мы принимаем деньги.

16:53 Леонид Стамм

Уважаемый Адольф Соломонович, кто из российской элиты входит в круг Ваших близких друзей, кого Вы могли бы пригласить к себе домой?

Я знаком и с Кобзоном, и с массой известнейших людей, с Хазановым, со Жванецким, Ининым, Розенбаумом. Миша Жванейкий был у меня дома, Вишневский был дома, Инин тоже был, сейчас не могу вспомнить всех. Министров не было. Больше музыканты, артисты. Я знаком с Любимовым.

16:56 Виктор Зорин

Правда ли, что в последнее время Раввинский суд завален заявлениями от людей, желающих утвердить свою национальность в качестве евреев? Верно ли, что при желании евреем может официально стать даже человек, который по крови никакого отношения к евреям не имеет?

Это не только в последнее время, когда началась перестройка, и евреи получили возможность уезжать из страны. В Раввинский суд стали обращаться люди из различных уголков бывшего СССР, с просьбой подтвердить их еврейство. Это продолжается и до сегодняшнего дня, и люди приносят различные документы и справки, удостоверяющие то, что они являются наследниками своих бабушек, прабабушек, т.е. по материнской линии и если эти документы Раввинский суд считает достоверными, то он выдает подтверждающий документ о том, что эти люди действительно могут считаться евреями. Действительно еврейство может принять любой человек, независимо от того, были ли у него еврейские корни. Любой и каждый, который добровольно принимает на себя обязанность жить по законам Моисея, может стать евреем. Такие случаи не очень часто, но происходят.

Артур Скальский

© Известия.Ру

ОбществоРоссия

3243

12.05.2003, 14:24

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=7343

bytes: 31906 / 31626

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Россия)

Инсайд. «Чайлдфри» больше не будет

Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий «пропаганду чайлдфри». За документ единогласно проголосовали все 403 депутата.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

5270

19.11.2024

Инсайд. Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве

Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве. Как известно, проверками можно закрыть любое учреждение. Именно так и был закрыт музей ГУЛАГ — под благовидным предлогом несоблюдения каких-то нормативов числа тараканов на квадратный метр.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

7346

15.11.2024

Эн+ объявляет о начале нового сезона грантового конкурса «Города со знаком плюс»

Прием заявок продлится до 15 февраля 2025 года. В этом году бюджет конкурса составляет 100 миллионов рублей, что позволит поддержать проекты, направленные на создание современной и комфортной социальной среды в городах, находящихся под ответственностью компании.

Ярослава Грин

ОбществоСобытияИркутск Россия

6479

02.11.2024

Мемориальную доску писателю Валентину Распутину открыли в Москве при содействии сенатора Андрея Чернышева

В Москве открыли мемориальную доску знаменитому сибирскому писателю Валентину Распутину. Идея установки принадлежит его семье и землякам. Всю организационную работу провел благотворительный Фонд «Сибирский Характер», который учредил сенатор Андрей Чернышев. «Мы дружили с Валентином Григорьевичем.

Алина Саратова

ОбществоРоссия Иркутск

4059

22.10.2024

Инсайд. Чиновник не идиот? Ну извините...

Законопроект об оскорблении чиновников взорвал Рунет. В России готовятся ввести уголовное наказание в виде лишения свободы на два года за оскорбление чиновников в интернете или СМИ.

Николай Головин

ОбществоСкандалыРоссия

3489

25.09.2024

Олимпийские игры: по полам нацело не делятся

«То ли баба, то ли мужик» из Алжира Иман Хелиф таки официально выиграла женский турнир по боксу на Олимпиаде в Париже, предоставив сторонникам эсхатологической теории мира богатый материал для приготовлений к концу света.

Георгий Булычев

ОбществоСпортСкандалыМир

3692

14.08.2024

Каракорум vs Улан-Батор: россияне не прошли в финал конкурса проектов новой столицы Монголии

В Улан-Баторе прошел полуфинал конкурса проектов по созданию новой столицы Монголии. Как и ожидалось, ни один из двух российских коллективов не сумел пробиться в финал, уступив лидирующие позиции китайским, индонезийским и японским разработчикам. Первые два места заняли команды из КНР.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия Россия

16147

12.08.2024

Психологическая помощь: мейнстрим или настоящая потребность? Разбираемся в актуальной дилемме

В современном обществе сложилась своеобразная парадоксальная ситуация. С одной стороны, тема психического здоровья и необходимости профессиональной поддержки стала чрезвычайно популярной. Ходить к психологу считается признаком осознанности и развитости.

Анна Моль

ОбществоЗдоровьеРоссия

3999

05.08.2024

Краденая покорность: почему люди отдают миллионы мошенникам?

Жители Иркутской области добровольно отдали мошенникам полтора миллиарда рублей в 2023 году. Жертвами стали пять тысяч человек. Да и в 2024-м полиция уже несколько раз сообщала очередную калькуляцию (причем, видимо, никакой возможности вернуть деньги ни у кого под этим солнцем нет).

Георгий Булычев

ОбществоРоссия

4000

31.07.2024

С заботой от ФСИН: рейтинг тюремных книг

Не секрет, что контингент российских мест не столь отдалённых стремительно меняется в сторону превалирования ума, образованности и интеллигентности. Однако беспокоиться о том, что в случае лишения свободы в СИЗО или колонии будет нечем заняться, не стоит.

Филипп Марков

ОбществоКультураРоссия

27031

29.05.2024

Инсайд. Мир ждёт радикальная демографическая метаморфоза

Шутки про злых дедушек у власти во всех странах, они серьезнее, чем кажутся. Мир в целом ждёт радикальная демографическая метаморфоза. Дедушки (или скорее бабушки) станут абсолютным большинством.

Игорь Димитриев

ОбществоНаука и технологииРоссия Корея Китай

14525

05.04.2024

За независимость: как красные юрты приучили женщин-кочевниц к самостоятельности

8 марта, в Международный женский день, Бабр расскажет читателям о кочевых красных юртах, которые в свое время стали клубом для поддержки женщин, а также центром образования и культуры. Красные юрты – это настоящий символ новой эры в жизни кочевых народов.

Есения Линней

ОбществоПолитикаИсторияБурятия Россия

49564

08.03.2024

Лица Сибири

Дубровин Александр

Дамов Василий

Погудин Дмитрий

Асеева Анна

Фалейчик Юрий

Медведев Александр

Данилов Андрей

Сафронов Андрей

Нарантуяа Загдхүүгийн

Федосеенко Вячеслав