Кадетов отправят в кадровый резерв
Вслед за церковью свою помощь в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения предложили государству ветеранские патриотические организации. В их планах – запрет зарубежных учебников, корректировка ЕГЭ и взращивание в кадетских корпусах госчиновников для кадрового резерва страны.
В четверг в Мосгордуме прошли депутатские слушания о перспективах кадетского образования в столице. Правда, инициаторы мероприятия – общероссийский союз кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадетов России» (далее – союз) – подошли к проблеме шире и предложили законопроект, направленный на «повышение эффективности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних в национальной системе образовании». В качестве примера для подражания была приведена Япония, принявшая недавно закон, согласно которому в школах в обязательном порядке следует прививать детям патриотизм.
С 1997 года в Москве создано 19 кадетских образовательных учреждений, среди них 10 – школы-интернаты. Четверть воспитанников – девушки. Недавно появился Московский государственный пансион воспитанниц. Систему планируется расширять: через четыре года, по планам департамента образования, в ней будет 30–35 учреждений.
В подготовленных союзом поправках к федеральному закону «Об образовании» предлагается охватить патриотическим воспитанием всех школьников и дошкольников «независимо от форм собственности» образовательного учреждения.
Согласно проекту, в государственных школах обязательным должен стать подъем флага по праздникам и 1 сентября. Содержание программ по истории и обществоведению, а также учебников должно «соответствовать национальным интересам РФ» и быть защищено от «иностранщины». Использование программ и пособий, разработанных за рубежом либо при участии иностранных организаций, предлагается запретить. А для получения аттестата обязательно придется сдавать историю России, русский язык и литературу. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, «вывод экзамена по литературе из числа обязательных крайне неблаговидное и опасное для России решение». Досталось и ЕГЭ: законопроект предписывает вернуть выпускное сочинение и «исключает абсурдные попытки вместить экзамен по литературе в прокрустово ложе тестового формата ЕГЭ».
Но главная идея проекта – превращение кадетских учебных заведений в элитарные и подготовка из их выпускников кадрового резерва страны.
По мнению авторов документа, России необходим еще один нацпроект – по созданию системы подготовки национальных управленческих элит, а его отсутствие – «стратегическая ошибка государства». Госзаказ на подготовку госслужащих в системе кадетского образования – оптимальный путь реализации этого проекта, считают члены союза.
«России необходима система подготовки своей управленческой элиты как ее служилого слоя, в том числе ее выращивания и государственно-патриотической социализации с детства», – заявил на слушаниях председатель союза, член совета Общественной палаты по образованию Москвы генерал-майор Александр Владимиров. На сегодняшний день, по его словам, кадетский корпус – единственное учебное заведение, способное дать хорошее образование и при этом защитить детей от улицы и воспитать из них патриотов.
Следующий шаг в подготовке управленческой элиты – прием кадетов-выпускников вне конкурса (в крайнем случае, на льготных условиях) в готовящие госслужащих вузы. По мнению Владимирова, выпускники кадетских корпусов императорской России и современных суворовских училищ – пример успешности кадетской модели воспитания национальных элит. А наличие в стране хорошо организованных ветеранских суворовских патриотических объединений позволит с их помощью быстро создать современную систему учреждений кадетского образования.
Впрочем, на монополию в воспитании ветераны не претендуют и готовы сотрудничать с церковью.
Так, в поправках к закону предлагается включить «в обязательную часть основной образовательной программы учебные предметы добровольного изучения религиозной культуры».
Между тем, как отметил Владимиров, несмотря на «огромную востребованность», кадетские образовательные учреждения до сих пор находятся вне правового поля – закон «Об образовании» не содержит даже понятия «кадетское образование». И де-юре кадетские корпуса являются просто школами-интернатами. В разных регионах реализуются разные программы и методы обучения и воспитания. Они по-разному финансируются, никем не сертифицируются и «сами не понимают сути своего предназначения». Исключение составляют суворовские военные училища и кадетские корпуса силовых структур. Правовую пустоту надо заполнить, иначе государство, тратя огромные деньги на содержание учреждений, так и не будет ничего получать взамен, считает генерал.
Кроме законодательных предложений союз подготовил и практические. В частности, правительству Москвы предложено принять программу «целевого заказа на подбор, обучение и контрактную профессиональную подготовку госслужащих в системе кадетских корпусов Москвы». Цель программы – «формирование единой системы подготовки системных аналитиков и управленцев для органов власти».
Финансировать программу предписывается правительству. Отбором воспитанников кадетских корпусов для обучения в Государственном университете управления (ГУУ) займется президиум Общероссийского союза кадетских организаций.
По словам Владимирова, разработка эксперимента по подготовке профессиональных управленческих кадров из числа выпускников кадетских корпусов Москвы в ГУУ уже начата. И правительству осталось только развить его в своей программе.
Сами сотрудники выпускающего управленцев ГУУ тоже за то, чтобы обучать бывших кадетов за счет городского бюджета сверх утвержденных контрольных цифр приема. Как объяснил завкафедрой прикладной математики вуза, профессор Владимир Колемаев, выпускники кадетских учреждений – это дисциплинированные и целеустремленные студенты, «они патриотически воспитаны и имеют твердое намерение учиться». И потому идея создания кадрового резерва для Москвы из их числа «представляется чрезвычайно плодотворной».
Депутаты отнеслись к предложенным новациям осторожно.
По мнению председателя комиссии по образованию Евгения Бунимовича, в федеральном законодательстве нет упоминания о кадетах, а в рамках городского законодательства все прописать невозможно. «Проблемы могут возникнуть даже при выдаче аттестатов, – заявил Бунимович. – Поэтому предложение о введении Госстандарта кадетского образования, безусловно, надо поддержать». Тем более что стандарты образования выйдут в этом году, и потом к ним вернутся лет через пять.
Но такие вещи, как конкурс на размещение заказа «на создание произведений литературы и искусства, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание», и другие патриотические «перехлесты», по мнению депутата, уже «законодательный перебор». Такой же, как и внеконкурсный прием в вузы. «Минобразования должно озаботиться развитием кадетского образования, и мы готовы выйти с законодательной инициативой в Госдуму, – заявил он. – В частности, можно предложить кадетское образование как направление проекта «Новая школа». Но надо жестко ограничиться юридическими нормами, которые должны войти в ФЗ».
Не готовы депутаты поддержать и финансовые предложения программы. По словам председателя комиссии по госстроительству Татьяны Портновой, Москва не может финансировать целевые места в ГУУ и кадетским школам надо искать другие формы связи с вузами.
По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, воспитание чиновников с детского возраста – опасная идея. «Это в корне неправильная постановка вопроса, – заявил он «Газете.Ru». – Человек должен становиться чиновником не по уровню воспитания, а по способностям. А когда создается элитное учреждение и бронируются места в вузах, это приобретает определенную окраску». По мнению Комкова, в стране надо готовить высокоразвитую элиту в хорошем смысле этого слова, творческую интеллигенцию, а подготовка чиновников – очень утилитарная идея. «И создание подобных элитарных потоков может привести к обратному эффекту, – считает он. – Тогда надо будет учить детей и тому, как грамотно взять взятку, чтобы не было претензий, как отказать просителю, угодить начальнику. И в кого мы превратим детей?»